Главная

Покорение Сибири стало важным этапом становления русской государственности. Процесс освоения сибирских земель продолжался на протяжении длительного времени.

Считается, что освоение Сибири Русским государством началось с похода Ермака в 1582 – 1585 годах. Кто такой Ермак? Известно каждому, это казачий атаман, предводитель похода в Сибирь, положившего начало присоединению Сибири к России и её освоению.  О первой половине его жизни ничего достоверно не известно. Фамилия Ермака также не установлена (хотя некоторые историки называют Аленин), однако в те времена многие русские именовались по отцу или по кличке. Вот и атамана величали либо Ермаком Тимофеевым, либо Ермолаем Тимофеевичем. Скорее всего, Ермак -- прозвище, а настоящее его имя было Ермил.

 

Отважный и разумный, он участвовал во многих боях, изъездив южную степь между низовьями Днепра и Яика, побывал, вероятно, на Дону и Тереке, сражался под Москвой (1571) с Девлет-Гиреем, участвовал в Ливонской войне (1581). Благодаря таланту организатора, своей справедливости и смелости стал атаманом.

Также известно, что казаки Ермака грабили купцов и царские караваны на Волге. Но в июле 1579 г. промышленники и богатые сибирские купцы Строгановы, торговавшие солью и пушниной, позвали казаков бросить воровскую жизнь, чтобы охранять их промыслы на Урале от татарских набегов. Откликнулись пять атаманов со своими сотнями – всего 540 волжских казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем и его соратниками Иваном Кольцо, Яковом Михайловым, Никитой Паном, Матвеем Мещеряком.

Ермак Тимофеевич был настоящий русский богатырь – отважный, умный; он умел словом побуждать соратников на подвиги – каким и стал поход в 1581 г. на Сибирское царство хана Кучума. Сознавая всю опасность, Ермак и товарищи решили искупить этим походом во славу родной земли свои прежние преступления и постановили соблюдать полную чистоту душевную и строжайшую дисциплину: «Блуд же и нечистота в них в великом запрещении и мерска, а согрешившего, обмывши 3 дня, держать на чепи», – говорит летописец. К тому же казаки были вооружены неведомым татарам огнестрельным оружием.

За три месяца отряд Ермака проделал путь с реки Чусовой на реку Иртыш. По Тагильским перевалам Ермак вышел из Европы и спустился с «Камня» (Уральских гор) в Азию. О приходе Ермака в Сибирь летоцисец писал: «И вот уже тридцать казацких стругов плывут по Иртышу, на переднем ветер полощет казачье знамя: синее с широкой кумачовой каймою, кумач расшит узорами, по углам знамени - причудливые розетки; в центре на синем поле - две белые фигуры: стоящие друг против друга на задних лапах лев и ингор-конь с рогом на лбу, олицетворение «благоразумия, чистоты и строгости».

Появление Ермака было для татар (хана Кучума и его старшего сына Алея) полной неожиданностью, так как Кучум планировал захватить русскую крепость Чердынь в Пермском крае.

 В устье реки Тобол отряд Ермака разгромил полчища мурзы Карачи — главного сановника Кучума. Это привело Кучума в ярость, он собирает войско и посылает навстречу Ермаку своего племянника царевича Маметкула.
26 октября на Чувашовом мысу, на берегу Иртыша, разгорелся грандиозный бой, которым с противной стороны руководил сам Кучум. В этом бою войска Кучума были разбиты, Ермак быстро захватил город Кашлык – столицу Сибирского ханства. Кучум бежал, а казаки заняли городки Епанчин, Чинги-Туру и Искер, приведя в покорность местных князьков и царьков. Не все признавали казачью власть, были и желающие навредить Ермаку. Так небольшой отряд казаков во главе с атаманом Брязгой ушёл на озеро Абалак за рыбой, на них внезапно напал Маметкул и полностью уничтожил. Узнав об этом, Ермак немедленно выступил в поход и 5 декабря 1582 года разбил десятитысячную армию Маметкула в сражении не на жизнь, а на смерть близ озера Абалак. На каждого из казаков приходилось более двадцати неприятелей. Эта битва показала героизм и моральное превосходство казаков, она означала полное и окончательное завоевание Сибири.

Сподвижник Ермака атаман Иван Кольцо был отправлен в Москву к царю, он привез царю грамоту о завоевании Сибири, а также ясак-пушнину. Иван Грозный принимает доклад Ермака, прощает ему и всем казакам их прежние «вины» и направляет в подмогу отряд стрельцов количеством 300 человек во главе с князем Семёном Болховским. Были щедро награждены царём и Строгановы. Ермаку были пожалованы от царя тяжелые доспехи, деньги, дорогие сукна.

Зима 1583—1584 гг. в Сибири для русских была особенно тяжела, началась рано, выпал глубокий снег, реки замерзли. Казаки не могли промышлять ни охотою, ни рыбною ловлей. Скоро в городе стало не хватать съестного. Пришлось плохо питаться. Начался голод. К весне умерли все стрельцы вместе с князем Болховским и значительная часть казаков.

Весной стало легче, из окрестных деревень потянулись обозы с припасами. Ободрилось войско Ермака, хотя отряд уменьшился почти наполовину. А летом ему предстояли новые испытания. Прогнать хана Кучума оказалось легче, чем удержать под своей властью огромную Сибирь. Ермак стал терпеть поражения.

Казаки дружили с татарами и остяками и доверяли им во всем. Сами честные и правдивые в дружбе и товариществе, они считали и татар честными, истинными товарищами... Атаманы казачьи ездили в гости к мирзам, пировали с ними и вели долгие беседы. Татары, между тем, готовили измену. Они льстили казакам, низко кланялись им, пировали с ними, клялись, что они стали их братьями, а сами задумывали жестокую месть. Летом как-то атаман Иван Кольцо гостил с 40 казаками у мирзы Карачи. Как всегда, пили пьяную бузу, слушали, как заунывно пели под звон струн слепые певчие. Смотрели медленный танец татарок. Ночью беспечно полегли все спать, без часовых и без оружия. Забыли казачью сноровку... Под утро никто не встал. Всех зарезали, никого не пощадил жестокий Карача.
Не успела рассеяться печаль по этому случаю, как новое несчастье легло на маленький отряд Ермака. Погиб другой атаман его, лихой донец Михайлов. Он погиб на разведке, убитый из засады стрелой.
Гибли казаки. Лучшие воины были убиты. В июне месяце татары вдруг перестали платить дань. У Карачи собралось большое войско, и они обложили им город Сибирь. На этот раз татары были осторожны. Они поставили свои засеки и расположили за ними войско в трех верстах от города. Они решили погубить Ермака и его дружину. Ни пушки, ни ружья казачьи не могли достать до татарского лагеря.
И вот в это тяжелое время снова проснулась доблесть казачья. Атаман Мещеряков вызвал охотников пробиться сквозь стан татарский и напасть на татар сзади. Выбрав безлунную ночь, он тихо вышел из города Сибири и, подкравшись незаметно к главному стану татарскому, бросился резать сонных татар. Оба сына Карачи были убиты. В ужасе татары разбежались, а Мещеряков засел со своим отрядом в татарском обозе. На рассвете Карача собрал татар и атаковал казаков. Но казаки встретили татар дружным огнем из пищалей и отогнали врагов.


Вскоре к Ермаку прибыли гонцы от бухарских купцов с просьбой защитить их от произвола Кучума. Ермак с остатком войска — менее ста человек — двинулся в поход. На берегу Иртыша близ устья реки Вагай, где заночевал отряд Ермака, на них во время страшной бури и грозы напал Кучум.

Ермак оценил обстановку и приказал садиться в струги. Меж тем татары уже ворвались в лагерь. Ермак отходил последним, прикрывая казаков. Тучу стрел выпустили татарские лучники. Стрелы пронзили широкую грудь Ермака Тимофеевича. Стремительные ледяные воды Иртыша поглотили его навсегда...

На дно реки его якобы утянули тяжелые доспехи, подаренные царем. Но дело его не пропало: слухи о сказочной стране, где вдоволь мягкого золота – пушнины, разошлись по всей русской земле. В Сибирь двинулись новые казачьи отряды. В 1586–1587 гг. была основана русская столица Сибири – Тобольск, а потом Тюмень. Тогда же казаки захватили в плен последнего сибирского хана Сеид Ахмата. Началось великое освоение и заселение Сибири русскими людьми. Один за другим вырастали здесь русские города: Сургут, Нарым, Томск и т. д.

Сибирское царство, завоеванное донскими казаками, прочно занималось. Остатки Ермаковой дружины положили основание новому казачьему войску Сибирскому.
Умер Ермак, погиб в Иртыше, в отчаянной схватке с татарами, но умерло только бренное тело его. Сам он, великий донской атаман, жив и доныне. Жив в песнях казачьих старых и новых. И теперь донцы и сибирские казаки в мощной песне вспоминают бурную ночь с 5 на 6 августа 1584 года. Кто не знает этой песни, составленной из стихотворения известного стихотворца русского К. О. Рылеева?

Ревела буря, дождь шумел;
Во мраке молния блистала;
Беспрерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали...
К славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой.
Товарищи его трудов,
Побед и громозвучной славы
Среди раскинутых шатров
Беспечно спали близ дубравы.
«О, спите, спите, — мнил герой. —
Друзья, под бурею ревущей!
С рассветом глас раздастся мой,
На славу иль на смерть зовущий.
Вам нужен отдых: сладкий сон
И в бурю храбрых успокоить,
В мечтах напомнит славу он
И силы ратников удвоить.
Кто жизни не щадил своей,
Опасность в сечах презирая,
Тот думать будет ли о ней,
За Русь святую погибая?
Своей и вражьей кровью смыв
Все прегрешенья буйной жизни
И за победы заслужив Благословения отчизны?..
Нам смерть не может быть страшна;
Свое мы дело совершили:
Сибирь Царю покорена,
О, мы не праздно в мире жили».
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молния блистала;
Беспрерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
Иртыш кипел в крутых брегах;
Вздымалися седые волны
И рассыпались с ревом в прах,
Бия о брег казачьи челны.
С вождем покой в объятьях сна
Дружина храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала
Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам, как тать презренный,
Прокрался тайною тропой,
Татар толпами окруженный.
Мечи сверкнули в их руках
И окровавилась долина,
И пала грозная в боях,
Не обнажив мечей, дружина...
Ермак воспрянул ото сна,
И гибель зря, стремится в волны;
Душа отвагою полна;
Но далеко от брега челны!
Иртыш волнуется сильней...
Ермак все силы напрягает,
И мощною рукой своей
Валы седые рассекает.
Плывет. уж близко челнока:
По сила року уступила,
И, закипев страшней, река
Героя с шумом поглотила
Лишивши сил богатыря
Бороться с ярою волною,
Тяжелый панцирь - дар Царя 
Стал гибели его виною.
Ревела буря...
Вдруг луной Иртыш на миг осеребрился
И труп, извергнутый волной,
В стальной кольчуге озарился.
Носились тучи, дождь шумел,
Во мраке молния блистала
И гром вдали еще гремел,
Но Ермака уже не стало!..



Не забыли Ермака и потомки. В Тобольске, главном городе Западной Сибири, первом, покоренном Ермаком, поставлен ему по повелению Императора Николая I в 1838 году памятник с надписью: «Покорителю Сибири Ермаку». Другой памятник поставлен в 1904 году на пожертвования донцов в Новочеркасске, в войске Донском, на родине Ермака. На этом памятнике надпись: «Ермаку донцы». 3-й Донской казачий полк, по повелению царствующего Государя Императора Николая II Александровича, носил славное имя Ермака. Его же имя носит и 1-й Сибирский казачий Ермака Тимофеевича полк. На Дону есть Ермаковская станица, есть Ермаковы хутора и не один донец носит славное имя Ермакове, как бы в воспоминание, что деды его ходили в славный поход с Ермаком и смелою битвой завоевали родной Руси целое великое Сибирское царство!

Наш Уватский район связан с именем Ермака, поэтому в музее «Легенды седого Иртыша» представлены предметы обмундирования первых русских поселенцев в Сибири. Можно увидеть бревенчатую оградительную стену 16 – 17 вв. и знаменитого идола «Золотая баба», в поисках которого участвовали люди атамана Ермака. Казаки впервые услышали о языческом идоле от некоего перебежчика-чуваша. Этот человек поведал, что остяки (устаревшее название народа ханты) молятся некой Золотой бабе.

Весной 1582 года отправил Ермак в низовья Иртыша 50 своих казаков, чтобы привести к присяге живущих там и обложить их ясаком. Во главе отряда поставлен был атаман Богдан Брязга. С трудом, по льду рек и по суше добрались казаки до устья реки Демьянки. Здесь находились земли большого сборного князца Демьяна. На неприступной горе, в великом и крепком городке собрал Демьян воинов – татар, вогуличей и остяков. Приступом брали городок три дня и не могли одолеть высоты крепости, и хотели повернуть назад, и думали: «Как возьмёшь, тут и распутица на дорогах, и голод близок». Но пришла к ним нежданная помощь. «Чувашенин», бывший пленник хана Кучума рассказал, в чём причина стойкости остяков: «А молятся-де остяки своему богу из литого золота, который сидит в чаше. А идол этот привезён из Руси ещё во времена крещения. А в ту-де чашу остяки льют воду и выпивают её, после чего твёрдо надеются, что им никакое несчастие приключиться не может». Вызвался чувашенин пройти в городок и украсть идола. К вечеру ушёл, а поутру рано вернулся, сказал: «Ворожат-де и говорят остяки: лучше-де нам сдаться в плен. А бога-де их взять не мог, против него все сидят и стоят, и молятся, а он поставлен на стол и кругом горят светильники и курят его серой в ковше». Ободренные вестью казаки вновь пошли на приступ. Защитники же городка многие разбежались, а с оставшихся казаки взяли клятву на подданство. Но идола золотого в городке как не искали, найти не смогли. Ермак и его соратники искали статую богини и в других взятых ими городках, ни на одном из языческих капищ так и не нашли древнего идола, надёжно скрытого местными жителями.

Но кто знает, может, Золотая баба до сих пор и не обнаружена учеными, потому что пылится среди прочего добра, зарытого Ермаком в одном из его кладов.

 rt.jpg

Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Виртуальные туры

Детский телефон доверия

Детский телефон доверия 8-800-2000-122

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Национальный проект

Приложение к МО 1145

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении