Главная

На территории Тюменской области, где мы живем, проживают представители разных национальностей, среди которых 26 малочисленных народов Севера. К коренным народностям, в течение многих столетий, проживающих на территории современной Тюменской области, относятся татары и малочисленные народности Севера (ханты, манси, ненцы и селькупы).

 

Ханты - хант, хандэ, кантэк («человек»). Ханты относятся к уральской расе и считаются коренными народами древнего Урала. Они низкого роста – около 155–160 сантиметров, имеют субтильное телосложение, выраженные монголоидные черты. У женщин они выражены ярче, чем у мужчин, приплюснутые в переносице носы с приподнятым кончиком, черные волосы, черные, карие или зеленые глаза, широкий рот с узкими губами и подбородок, который или выступает или «убегает».

До начала 20 века русские называли ханты остяками, возможно от «астях» - «народ большой реки», еще ранее, до 14 века – югрой, югричами. В основе формирования народа ханты лежит культура аборигенных племен Урала и Западной Сибири, охотников, рыболовов и скотоводческих племен, пришедших во второй половине второго тысячелетия до нашей эры из степей Южной Сибири и Казахстана. Говорят ханты на хантыйском языке. Письменность создана в 1930 году на основе латинского алфавита, а в 1937 году – русского.

Ханты имеют свой уклад жизни. Главой в семье хантов считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему. Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина. Посуду из бересты делали женщины, а из дерева мужчиныМужчины, при необходимости, могут сами приготовить пищу. В современных молодых семьях все чаще мужья помогают женам в тяжёлых работах – доставке воды, дров.

Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его ждали сразу четыре мамы. Первая мама - которая родила, вторая – принявшая роды, третья – та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая – крестная мама. У ребенка было две колыбели – это берестяная коробочка и деревянная с берестяной спинкой.

Жизнь этих народов с древних времен была приспособлена к нелегким условиям Севера. Традиционное жилище зимой – прямоугольные срубленные дома или дома в виде пирамид, нередко с земляной крышейОтапливались зимние постройки открытым глинобитным очагом-чувалом или железной печкой. Летом строили каркасные берестяные дома и чумы из оленьих шкур. Одна хантыйская семья могла иметь несколько домов.  У охотников - рыболовов четыре сезонных поселения. Любая постройка называется «кат, хот», к этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая. Охотники зимой во время промысла жили в лесу в избушках. Оленеводы, кочуя со стадами оленей, жили на стойбищах в чумах, зимой крытыми оленьими шкурами, летом из бересты. В чумах жили и рыболовы. Около 30 типовых жилых построек насчитывается у хантов, среди них священные амбарчики, домики для рожениц. Постройки располагались разбросанно: жилой дом (зимний и летний), один или несколько хозяйственных амбарчиков, навесы для хранения имущества, глинобитная печь для выпечки хлеба под навесом, открытый летний очаг, вешала для просушки сетей, для вяления рыбы, иногда собачьи домики.

Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание и другие.

Хантыйские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. Местные рукодельницы искусно украшали одежду, вышивали бисером. В меховой одежде сочетаются белый и темный цвета, отделка цветным сукном (красным, зеленым). Летом традиционным костюмом женской одежды были платья, распашные халаты (сатиновый или суконный). Зимой надевали глухую одежду из оленьих шкур, двойные шубы (ягушка, сах) и кисы, на голове – платок, большое количество украшений (кольца, бисерные ожерелья).  Мужская одежда – рубаха, штаны.  Мужчины зимой также одевали глухую одежду: малицы и гуси (сокуи) с капюшоном, кисы.                                                         

Основной пищей угров считается рыба, ее употребляют круглогодично в сыром, вареном, вяленом, копченом, сушеном, жареном и соленом виде. В летнее время варят уху, жарят подовушку, коптят, вялят и солят рыбу. В зимнее время излюбленным кушаньем является строганина (патанка) – свежемороженая рыба. На зиму заготовляют копченую рыбу (чомых), сушеную (пачи, ехул).  Из сушеной рыбы толкут (порсу) – рыбью муку, из которой варят похлебку, пекут хлеб, добавляя в муку, часто перемешивают с сушеной и свежей ягодой. Лакомством являются брюшки, потроха белой рыбы. Летом из чистых кишок, икры и потрохов делают варку с вареной рыбой и ягодами, особенно с толченой черемухой. Второй продукт питания ханты – мясо. Мясо оленя и лося употребляют в пищу сырым, вареным, жареным, вяленым и копченым. Лакомством является сырая и мороженая печень, костный мозг. Мясо варят в больших котлах, едят обычно полусырым. Едят и медвежье мясо, но только варят без соли. Впрок заготовляют сушеное лосиное мясо, топленое сало.

Хлеб по традиции ханты пекут в печке под открытым небом. Её протапливают, извлекают золу и кладут внутрь тесто. К продуктам питания относятся очень бережно. Хозяйка не допустит, чтобы остатки еды, а особенно хлеба, оказались в мусорном ведре. Если крошки хлеба упадут на пол, значит мизгирь-паук подберёт их и отнесёт Торуму. Божество увидит, что человек пренебрежительно обращается с пищей, которую он ему ниспослал, разозлится и накажет семью голодом и несчастьями. Свежий хлеб у ханты возбраняется резать ножом – продукт ещё живой и лезвие причиняет ему страдания, поэтому правильнее отламывать куски руками.

За стол мужчины не садятся в головном уборе. Существует поверье, что «шапка» съедает всю силу из пищи. Она лишает человека жизненной энергии и не даёт ему утолить голод.

В летнее время в пищу ханты употребляют ягоды. Сушат черемуху, смородину, чернику. Толченую черемуху смешивают с мукой, пекут лепешки, едят с рыбьим жиром или варкой. Грибы в пищу не употребляли, считая их нечистыми.

Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел, на первом месте которого стояла белка, а в отдаленном прошлом – соболь. Боровую птицу добывали ловушками, промышляли птицу и ружьём. Главная охота на боровую дичь проходила осенью, а на водоплавающую птицу охотились весной и летом.

Ханты селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства.  С рекой ханты связаны с детства и на всю жизнь. Основные промысловые рыбы на Иртыше: муксун, нельма, осетр, сырок, стерлядь, щука и язь.

Основной транспорт – лодка. Жизнь ханты так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой долблёной лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготовляли из осины, но если его перетаскивали по суше, то использовали кедр, так как он легче, не намокает в воде. Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели. Лыжи из одной деревянной части называли – голицами, а где скользящая часть обклеивалась мехом из камусов оленя или лося – поволоками.

Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи), либо оленьи. Ручная нарта – используется хантами повсеместно. Она двухполозая, длинная, узкая, трапециевидная в поперечном разрезе на одной линии с нащепали.

Традиционными ремёслами для хантов являются:

  1. Резьба по кости и дереву.
  2. Изготовление берестяных изделий.
  3. Плетение из травы, камыша, прутьев.
  4. Кузнечное дело.

Особое значение в быту имеет береста. Из неё делают разнообразную посуду, покрытие от дождя и покрытие для чумов, поделки. Бересту вручную отдирают от дерева, затем длительное время варят в котлах. Для придания особой прочности её пропитывают рыбьим жиром. Части изделий сшивают оленьими жилами или конскими волосами. На готовых листах вырезают узоры, делают аппликации, тиснения, раскрашивают. Посуду, различные предмета быта часто делали способом плетения. Для этого использовали тонкие прутья, корни кедра, камыш, ивовое лыко. Широко использовались в быту плетёные циновки. Ими украшали стены, застилали полы.

У ханты своя культура и народные традиции.

Календарный год у них состоит из двух полугодий, каждое из которых считалось отдельным временным промежутком. Летний полугодовой период начинается весной, так же как у славян, зимний – с октября. Отчёт месяцев ведётся по лунам. Каждый месяц имеет своё название, в котором отражены явления природы, например:

Февраль- месяц ленивого орла. Орёл то летает, то сидит. По хантыйской легенде, он предвещает пробуждение солнца.

Май – месяц ледохода, нереста рыбы, рождения оленят.

Июнь – месяц высокой воды. В этот период подготавливали лодки, снасти к рыболовному промыслу.

Сентябрь – месяц опадания листвы. Завершение летнего полугодового цикла. Начало сезона охоты.

Ноябрь – месяц рекостава. Начало морозов, земля покрывается толстым слоем снега, собаки не берут след животных.

Декабрь – месяц большой темноты. Это период поддержания тепла в доме.

Народные праздники хантов связаны с животными, которым они поклонялись. Весной отмечается Вороний день – "Вурна хатл" (хант.), отмечается 7 апреля на Благовещенье Пресвятой Богородицы. Вороний день - любимейший праздник угров и поэтому широко отмечается. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей и защитницей женщин и детей. В этот день готовили мясо оленей и других домашних животных на костре, ходили друг к другу в гости, угощались, участники гуляний, копируя крики птиц, зазывали всех к столу. Обращались к духам, кланялись берёзе, танцевали традиционные танцы, а также изображавшие весеннее поведение птиц. Их исполняли женщины, закрыв лица платками. На краю деревни совершали «поры» (бескровное жертвоприношение) - ставили стол с жертвенной пищей для ворон. На березы вешали символизировавшие солнце свежие калачи, которые съедали дети. С этим праздником связаны различные приметы и гадания: какими будут весна, погода, охота, улов рыбы, сбор ягод и т.п. На Вороний день запрещалось шить, рубить дрова. Считается, если загадать в этот день желание, оно обязательно исполнится. Во время праздника кто-то из взрослых обязательно должен был рассказать легенду о вороне.

В этот день люльки детей наполняли свежими опилками, а старую стружку высыпали на окраине поселения в определённом месте, чтобы ворона после долгого перелёта села на неё и погрела лапки. Дети мастерили гнёзда и украшали их разноцветными лентами, чтобы заслужить доброе расположение пернатой гостьи, поэтому изготовлялось большое количество гнёзд. Мужчины показывали своё мастерство и силу в беге с палкой, прыжках, борьбе, метании аркана на трёхметровый деревянный шест.

В мае отмечается праздник Водяного царя. Его устраивали после вскрытия рек, когда начинался ледоход. Просыпается в это время Вит-куль – покровитель водоёмов. Это сын Торума, который должен присматривать за реками и озёрами. Вит-куль распределяет рыбу по водоёмам так, чтобы всем доставалось поровну. Он является в образе старика или очень большой рыбы. В день начала спуска лодок на воду делают жертвоприношение. Раньше это были животные, в настоящее время в воду бросают еду, выливают водку. Также Вит-куль традиционно получает в подарок крупную рыбу из первого улова. 

Особое значение у хантов имеет «Медвежий праздник». Древняя легенда говорит о том, что медведь – это младший сын Торума. Этим объясняется его огромная сила и непобедимость. Когда бог послал его на землю, то дал указание не уничтожать поселения людей и не убивать оленей. Однако из-за голода сын ослушался отца. В наказание Торум сделал его смертным, как людей. Душа осталась бессмертной и после смерти медведя должна вернуться к отцу. Поэтому в честь убитого медведя охотники устраивают праздник. Этот национальный обряд назван победителем в номинации «Праздники» в Международном конкурсе «7 чудес финно-угорского мира и самодийских народов». 5 дней проводятся «Медвежьи игрища», если охотники добыли медведя, и 4 дня, если принесли в стойбище медведицу. Медвежий праздник – наиболее давний ритуал, который сохранился до наших дней. Игрища проводятся не часто, один раз в несколько лет, но иногда и вне этого периода, по случаю добычи медведя. Обычно на игрища приглашаются жители селения и ближайших сел. Все гости приносят с собой угощение для медведя. В зависимости от количества присутствующих на медвежьих игрищах исполняется до 300 песен, танцев, сценок, кукольных представлений. Здесь совмещаются все виды народного творчества. Самому празднику предшествует несколько обрядово-ритуальных действий. Существуют строгие нормы снятия шкуры медведя. Добытого зверя очищают снегом, водой, или, при их отсутствии, мхом и землей. Шкура с головы и передних лап до кистевых сгибов не снимается. Затем медведя укладывают на специально изготовленный обруч в жертвенной позе. Голова зверя кладется между его лап. Когда медведь обряжен, его везут в поселок через все ближайшие священные места. Уже в селении голову медведя устанавливают в священном (правом переднем) углу дома и проводят обряд гадания. У убитого зверя спрашивают согласия на проведение игрищ. На глаза и нос кладут монеты, сверху - носовой платок. На него надевают бисерные украшения. Атрибуты для медвежьей церемонии (ритуальные халаты, шапки, стрелы, шкуры пушных зверей, маски) хранятся в священных ящиках и достаются только перед праздником. Исполнителями всех видов народного творчества являются мужчины, они исполняют как мужские, так и женские роли. Единственное, в чем проявляет себя женщина – это танец, который исполняется каждый день. Каждый присутствующий на игрищах должен танцевать для медведя, иначе, согласно поверию, обидевшийся зверь может причинить неприятности. Вторая часть игрищ посвящена духам - хранителям отдельных родов, хозяевам рек, озер, лесов и так далее. Третья часть посвящена смешным, шутливым песням. Исполнители выступают в берестяных масках, показывают различные сценки, в которых высмеиваются человеческие пороки. Четвертая часть медвежьих игрищ посвящена лесным божествам и называется "песни менков". Существует ещё одна очень важная часть праздника, на которой запрещено присутствовать детям и женщинам. Мужчины гадают о предстоящей охоте и поют "запретные песни", посвященные душе медведя. Завершается медвежий праздник появлением персонажей, изображающих птиц и животных.

Ежегодно летом проводится и праздник Обласа. Облас – это узкая лодка, сделанная способом выдалбливания из куска дерева. Управлять ей сложно, для этого требуется умение и опыт. Поэтому гвоздь праздника - гонки на обласах. В каждом заезде участвуют 5-6 обласов, затем победители заездов соревнуются между собой. Состязания проводятся отдельно в группах юношей до 17 лет, мужчин - до 55 лет, а также мужчин-ветеранов и женщин. Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо.

Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная в игре в палочку. Для этого две женщины садятся на землю, упираются ступнями друг в друга и, вцепившись руками в палочку, тянут ее каждая к себе, пытаясь отобрать у соперницы. Вечером – застолье.

Современные ханты отмечают День оленевода. Это ежегодный национальный праздник, который утвердили недавно с целью возрождения культуры древнего народа. Он празднуется в марте, когда заканчивается охотничий сезон. Это масштабное мероприятие со спортивными соревнованиями, конкурсами, танцами.

Вероисповедание хантов – православие. При этом сохраняются традиционные верования в духов, в множественность душ, почитание животных. Особенно у них развит культ медведя, в прошлом каждая семья хранила в доме медвежий череп. Широко распространено у хантов почитание лося (символ достатка и благополучия), лягушки (дарит семейное счастье, детей), искали поддержку у деревьев, почитают огонь, сильны представления о духах - хозяевах местности, которые изображались в виде идолов. Волк считался созданием злого духа Куля.

Ханты живут в гармонии с природой, бережно хранят свои традиции и передают из поколения в поколение.

Виртуальные туры

Детский телефон доверия

Детский телефон доверия 8-800-2000-122

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Национальный проект

Приложение к МО 1145

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении