Новости

С 5 августа в краеведческом музее «Легенды седого Иртыша» открылась выставка русской игрушки «Матрешек пестрый хоровод». Казалось бы, что нового можно узнать о матрешке и кого она, кроме иностранных туристов, интересует?

 

А оказывается, можно. Например, посетители узнают, что первая русская матрешка была изготовлена, по историческим меркам, совсем недавно – в 1897 году. А «исконно русский сувенир» на самом деле происходит из разъемной японской фигурки буддистского святого Фукурума, когда-то попавшей в семью промышленников и меценатов Мамонтовых. Именно по ее образцу и была изготовлена первая матрешка. Кукла получилась на удивление русской. Так и хотелось назвать ее русским именем. Одни историки утверждают, что название игрушки произошло от любимого и распространенного на Руси имени Маша (Маня). Другие считают, что название берет происхождение от женского имени Матрёна (Матрона), что в переводе с латыни означает «мать». В то время одним из самых распространенных деревенских имен было Матрёна, ласкательное – Матрёшка, поэтому и куклу назвали Матрёшкой. Вот так и родилась эта «веселая жизнерадостная девочка».

 

А вскоре на всемирной выставке в Париже, в апреле 1900 года, русская деревянная расписная кукла завоевала бронзовую медаль и получила мировое признание. Первая представленная всему миру матрешка была восьмиместной: внутри большой девочки помещался мальчик поменьше и так далее – мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, «неделимой», была матрешка – спеленатый младенец. Вскоре после этого началось массовое производство матрешек в России.

 

Первая матрешка сразу же приглянулась Загорским мастерам из Сергиева Посада – традиционного «игрушечного» центра Подмосковья.

 

Благодаря популярности Загорской, или Сергиево-Посадской матрешки в России стали возникать новые центры по ее изготовлению и росписи. Как правило, старинными очагами ремесел и токарного дела являлись Нижегородская область (села Полхов-Майдан и Крутенец, город Семёнов) и Вятская земля (Киров, Нолинск). Каждый мастер привносил в облик игрушки что-то свое, особенное, поэтому матрешки отличаются друг от друга формой, узором, цветом и характером. Так, в городе Семёнове чернобровых красавиц с доброй улыбкой на лице украшали в лучших традициях хохломской росписи. Они легко узнаются по довольно большим незакрашенным плоскостям и пышному букету фантастических цветов на фартучке. А у мастеров Полховского Майдана роспись напоминает детский рисунок.

 

Новым толчком к производству матрешек стали годы перестройки: конец 80-х – начало 90-х годов XX века. Так, в 1993 году в Новокузнецке в Товариществе художников и мастеров народных промыслов «Творчество» «родились» удивительные матрешки – живые, радостные и радующие. Придумала «кузнечанку» Маргарита Леонидовна Даутова – архитектор по профессии и художник по призванию, а воплотила ее идеи в жизнь директор ООО «Творчество», в прошлом искусствовед Людмила Ивановна Бендас.

 

В деревянную куклу Матрёну сибирские мастера вдохнули «чувства», наделили каждую «судьбою» и неброской красотой. Она искренняя, добрая и открытая.

 

Мы приглашаем жителей и гостей районного центра посетить выставку и узнать много нового и интересного о традиционной культуре и искусстве нашего народа, открыть для себя «чудо кузнецкой матрешки». Существует поверье, что если внутрь матрешки незаметно от окружающих положить записку с желанием, то оно непременно исполнится. А чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрешки, тем быстрее желание исполнится.

 

Главные герои экспозиции – матрешки – старинный добрый символ семьи – ждут своих посетителей. На выставке в веселом хороводе кружат расписные куклы новокузнецких мастериц. Их уникальные матрешки отличаются по этнографическим мотивам, историческим и жанровым темам, технике исполнения, форме и количеству (в каждом наборе – от трех до 15 кукол!). Здесь собраны веселые ярмарочные барышни, пышные красавицы, добрые герои сказок и много других неожиданных образов.

 

Сотрудник краеведческого музея

«Легенды седого Иртыша» О. Бронникова

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Национальный проект

Приложение к МО 1145

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении