Выставка одного предмета

Материал: металл

Способ производства: промышленное производство

Размеры: дл. - 33,0 см; 27,0 см

1470 коньки.JPG

1018 (1) коньки.JPG

ОФ 3818.1 коньки.JPG

Коньки представляют собой тонкую, узкую металлическую пластину (полоз), срезанную под углом 1300 с одного края и закругленную – с другого. Нижняя торцевая часть представляет собой полоз для скольжения по льду. К верхней торцевой части при помощи металлических заклёпок прикреплены пластинки: с пяточной стороны в форме круга, со стороны носка – в форме вытянутого «сердечка». Другие коньки представляют собой узкую металлическую пластинку, у которой один конец закруглен, а другой загнут крюкообразно. К пластинке со стороны пятки прикреплена дисковидная тонкая пластина с двумя металлическими клёпками, между которыми сквозное отверстие в виде прямоугольника. На круглых пластинках на обоих коньках имеется клеймо «31-32». Со стороны носка прикреплена при помощи двух металлических клепок пластинка в форме многоугольника с дугообразными срезами. На пластине имеется четыре сквозных прямоугольных отверстия. На одном коньке намотана веревка. На поверхности металла имеется ржавчина.

Такие коньки использовались для зимних забав – катания на льду. Чаще крепились веревками к валенкам или другой обуви. Один из экспонатов передан в музей из Тугаловской школы, другой – поступил из музея Уватской школы.

Коньки – одно из древнейших изобретений человечества, крайне популярное и в современном мире. Они принимают заметное участие как в мире профессионального спорта, так и в повседневной жизни миллионов любителей активного времяпрепровождения на свежем морозном воздухе.

Считается, что первыми счастливыми обладателями коньков были киммерийцы – кочевые племена, жившие 3200 лет назад в Северном Причерноморье. Они привязывали к ногам кости животных. Также делали многие другие народы, в том числе и наши предки, на протяжении многих веков.

С XIII века коньки служили человеку средством передвижения по замерзшим рекам, озерам и каналам в северных странах. Уже тогда в Голландии начали делать коньки, состоящие из деревянной основы, в которую вставлялись металлические полоски. Такие коньки ремнями крепились к обуви.

На работах голландского живописца Хендрика Аверкампа, написанных в начале 1600-х годов, отчетливо видно, как по льду не только передвигаются на коньках, но и уже играют в некую игру с клюшками в руках. Именно такой Голландию увидел Петр I во время своей знаменитой поездки в Европу, из которой помимо прочих нововведений он привез в Россию и коньки, проникшись народной голландской забавой. Петр Первый не был бы великим реформатором, если бы просто позаимствовал европейское изобретение. Считается, что именно он совершил первый прорыв в эволюции коньков, придумав прибивать коньки к обуви. Вернувшись в Россию, он отдал свои коньки оружейникам из Тулы, и те запустили изготовление цельнометаллических коньков, которые не надо было привязывать веревками к башмакам.

Само слово «коньки» произошло от слова «конь» - объясняется это тем, что русские мастера часто вырезали на длинных загнутых носах фигуры коней. И уже из России это название перекочевало в языки народов мира.

После Петра I о коньках в России забыли почти на сто лет. Интерес к ним вернулся, когда в моде было все английское, а коньки в то время стали очень популярны в Великобритании.

Первый в истории чемпионат мира по конькобежному спорту прошел в январе 1889 года в Амстердаме, а чемпионом стал … российский конькобежец Александр Паншин. Считается, что именно он придумал беговые коньки – убрал мешающий завиток, удлинил лезвие, чтобы скорость была выше, и предложил использовать трубку, в которую впаивалось лезвие. Такими коньки для бега и остались на много лет вперед.

Только в 90-х годах XX века устройство беговых коньков было радикально изменено. Появились принципиально новые беговые коньки с «отрывающейся» пяткой, которые спортсмены прозвали «шлепанцы». Впервые они использовались на Олимпийских играх в Нагано.

В наше время коньки – это новейшие технологии, безупречное удобство, минимально возможный вес и идеальные аэродинамические свойства. Сейчас коньки применяются в четырёх видах спорта. Самые простые коньки – хоккейные. Фигурные имеют выпуклую форму лезвия и зубцы на переднем конце, которые помогают спортсменам выполнять сложные технические элементы. На коньках для шорт-трека лезвие смещено в сторону, что облегчает прохождение левых (других в шорт-треке просто нет) поворотов малого радиуса. Наконец, самые сложные с технической точки зрения – коньки для конькобежного спорта, имеющие длинное подвижное лезвие, позволяющее развивать большую скорость.

Эволюция фигурных коньков была не менее захватывающей. Первый клуб любителей фигурного катания появился в Эдинбурге еще в 1742 году. В середине XIX века американец Джексон Хейнс объединил танцы и катание на коньках в театральных костюмах и под музыку, после чего его стали называть «отцом фигурного катания».

В 1871 году фигурное катание было официально признано как вид спорта, а в 1908 году именно фигурное катание стало первым зимним видом спорта, который вошел в программу летних Олимпийских игр в Лондоне.

В 1940-х годах формируется новый вид фигурного катания – танцы на льду. В Олимпиаду их включили только в 1976 году, а фигуристы СССР – Людмила Пахомова и Александр Горшков – стали первыми Олимпийскими чемпионами в этой дисциплине.

В начале XX века ботинки фигурных коньков стали намного короче и обзавелись заклепками, каблук вырос, а у лезвия появились зубцы. Их предложил шведский фигурист Ульрих Сальхов – первый Олимпийский чемпион по фигурному катанию на играх в Лондоне в 1908 году. Следующие изменения произошли в 50-е годы с развитием танцев на льду. Лезвия у коньков танцоров были укорочены, чтобы не задевать друг друга, а ботинки стали гораздо мягче.

Хоккей с шайбой в нашей стране официально появился только в 1946 году, почти на 60 лет позже, чем во многих других странах. Уже в конце 50-х хоккеисты называли свои коньки «спотыкачки», так как они были больше похожи на фигурные из-за почти прямого угла лезвия. На смену им пришли «гаги», отличающиеся укороченным лезвием. В 1960-х годах коньки стали тверже, устойчивее и маневреннее. На кончике лезвия появился пластмассовый предохранитель. Уже в начале 70-х хоккейные коньки приобрели почти современный вид, но из-за высоты конька между лезвием и ботинком оставался зазор, в который иногда пролетала шайба.

Новые современные технологии сосредоточились на комфорте, обеспечивающем наилучшие результаты – они позволяют конькам принимать индивидуальную форму ноги спортсмена, подвергаясь специальной термической обработке. Называется этот процесс термоформовка.

Коньки по назначению подразделялись на три группы: учебные («Снегурочка», «Снегурочки», «Снегурки» - одно- и двухполозные и конструкции инженера Поликарпова), для произвольного катания («Нурмис» и «Спорт») и специальные (для скоростного бега, для игры в хоккей, для фигурного катания). По форме опорной площадки коньки различались для правой и левой ноги. Расстояние между крайними точками каблука и подошвы определяло размер конька, который соответствовал нумерации кожаной обуви. Для защиты от коррозии коньки никелировали, хромировали, кадмировали.

Помимо профессионального спорта, коньки как способ проведения досуга с каждым годом набирают популярность во всем мире и в нашей стране. Чаще вспоминаются коньки миллионов советских детей - «Снегурки». Эти коньки выпускались в СССР многие десятилетия и, возможно, до сих пор пылятся на антресолях многих квартир или в кладовых, и вполне могут приобретать новых хозяев. Данную модель за все время ее производства практически не коснулись конструктивные изменения. Те же раздвижные (рассчитанные на быстрорастущие детские ноги) лезвия, те же веревки и ремешки, которыми эти лезвия крепились к валенкам. На «Снегурках» учились стоять и даже немного кататься по льду. Это были бюджетные универсальные советские коньки на все случаи жизни, выпускавшиеся еще с довоенных времен, «для всего, что на льду».

О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Национальный проект

Приложение к МО 1145

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении