Выставка одного предмета

Дата создания: середина - вторая половина XX века

Материал: ситец, нить мулине

Способ производства: ручная работа

Техника: вышивка гладью

Размеры: дл.- 34,0 см; ш.- 30,0 см

632Салфетка льняная.JPG

Салфетка представляет собой полотно ткани квадратной формы. Для украшения по диагонали расположена вышивка гладью. Узор состоит из побега розы с цветком и бутоном. Края украшены вышитой дорожкой. Сохранность предмета полная. Такие салфетки использовались для украшения интерьера.

Вышитые салфетки являлись обязательным акцентом декора интерьера, а комплект вышитых салфеток на обеденном столе – признак хорошего вкуса.

Создание вышивки – творческий процесс, целиком зависящий от фантазии и умений мастерицы. Цветы, бабочки, витиеватые узоры, орнамент из геометрических фигур, символика праздника – вот далеко не полный список узоров, любовно выполненных умелыми руками.

История вышивки идет из Китая. Лоскуты шёлка расшивались золотыми и серебряными нитями или женским волосом. Основным мотивом вышивки в тот период стали птицы и природа. Позже этот вид прикладного искусства распространился по всему миру. Тогда вышивным рукоделием занимались только знатные дамы, так как ткань и нити для вышивания стоили очень дорого. Из поколения в поколение передавалось умение украшать ткань вышивкой. С раннего детства девчонки обучались у старших родственниц умению с помощью иглы и цветных или золотых нитей наносить на ткань рисунки и узоры.

Самая известная техника вышивания – гладь. Чаще всего одну из разновидностей этой техники – бельевую гладь – можно видеть на белье, носовых платках и одежде. Особенно красивой считается двусторонняя цветная гладь, которая чаще других украшает салфетки, так как изумительный по своей красоте рисунок получается с обеих сторон изделия. Поистине предметом роскоши может считаться салфетка, вышитая металлизированными нитями, бисером или лентами.

На сегодняшний день ни один престижный ресторан не может обойтись без платяных салфеток с вышитым логотипом, а свадебные салфетки с именами гостей и молодоженов, вышитыми на них, стали хорошей традицией, добавляющей изюминку торжеству.

Не всегда ручной труд оправдывает ожидания, потому что для того, чтобы вышить красивый узор на салфетке, может потребоваться не один час. Возможность решения такой ситуации привело к тому, что появились вышивальные машины, которые могли подготовить любое количество копий различной сложности. Большое количество не является больше проблемой – дизайнер задает программу, переводя эскиз в стежковый формат, и вышивка готова в течение нескольких минут. Таким образом, салфетки с вышивкой любой сложности и на любой вкус доступны каждому. Вышивка на салфетках способна сделать дом – уютным, торжество – изысканным, а ресторан – ещё более респектабельным.

***

Как известно, до изобретения вилок ели руками. В Древнем Риме и Греции некоторые сельские жители после трапезы очищали пальцы сеном и опилками. Также до появления салфеток делали и древние кельты. Спартанцы же вытирали пальцы кусочком хлеба, который потом бросали собакам.

Учёные предполагают, что прообразы салфеток появились ещё в Древней Греции и Древнем Риме: например, раб обычно утирал своему господину губы после еды фиговым листом. Богатые римляне, чтобы очистить руки и лицо после еды, иногда использовали ароматизированную полотняную ткань.

Полотняные салфетки Древнего Рима были двух видов:

- судариум (по-латински «носовой платок») представлял собой совсем маленький кусочек ткани и предназначался для того, чтобы промокать вспотевший лоб, так как древние жители во время сытного обеда сильно потели;

- маппа (по сути «полотнище») имела большой размер и обычно использовалась теми, кто ел лёжа. То есть маппа защищала от загрязнения ложе едока и в то же время выполняла свою прямую функцию: ею вытирали губы и руки. Кроме того, в маппу гость мог завернуть остатки пищи после трапезы, если хотел унести их домой. По сути, маппа фактически была аналогом современных пластиковых контейнеров.

Салфетки гостям перед трапезой выдавал сам хозяин, или же гости приносили их самостоятельно.

Самые первые салфетки были сотканы из грубых асбестовых волокон. Они стоили недешево и поэтому их использовали лишь высокопоставленные особы. Такие салфетки были распространены у шейхов на Ближнем Востоке. После трапезы грязные салфетки прокаливали на огне.

Намного позже современники Екатерины II писали о том, что у русской императрицы тоже имелась такая «салфекта», точнее – скатерть. Однако Екатерина использовала ее чаще для забавы: кидала в камин, чтобы удивить гостей, ведь ткань была огнеупорной и не сгорала.

Интересен тот факт, что в Средневековой Европе особой популярностью салфетки пользовались именно в тех странах, где у мужчин было принято отращивать усы и бороду. В Англии такой атрибут не имел популярности, потому что джентльмены гладко брились.

А вот в период раннего Средневековья салфетка была забыта: люди вытирали руки и губы чем придется – рукавом одежды, хлебом, руками и т.д. Был период, когда функции одной общей салфетки выполнял большой отрез полотняной ткани, который клали на стол. Также в Средние века во время приема пищи была другая практика: едоки вытирали пальцы грязными тряпками, которые затем бросали и использовали при следующем приеме пищи.

Считается, что в России моду на салфетки ввёл царь Пётр I. Сам он во время трапезы обычно использовал немецкую салфетку. Русские люди охотно переняли эту привычку, но следует говорить о том, что салфетки наших предков были намного больше по размеру, чем современные. Мастерицы богато украшали их вышивкой. Часто такие произведения искусства передавались по наследству.

Настоящий прорыв в истории салфеток происходит в Европе XV-XVI веков с началом массового производства хлопчатобумажных и льняных тканей. Изделия из этих материалов отличаются большей мягкостью и впитывающей способностью по сравнению с предшественниками. Особую популярность салфетки приобретают при европейских королевских дворах, начиная с XVII века. Их начинают изготавливать из более плотных и дорогих тканей, иногда даже пропитывая ароматическими маслами. Во Франции при короле Людовике XIV салфетки становятся предметом роскоши, украшенным кружевами и вышивкой. Размеры салфеток в то время достигали 35 на 45 дюймов (почти 90 х 115 см), поскольку столовые приборы были роскошью и многие ели руками.

Мода на использование салфеток распространилась в XVIII веке в Англии и позднее – в России. Этикет использования салфеток продолжает совершенствоваться. Во Франции появляются специальные кольца для салфеток – этот аксессуар быстро приживается в семьях аристократии по всей Европе.

В 1861 году в Англии вышла в свет книга о ведении домашнего хозяйства, отпечатанная более чем на тысячи страницах. В числе рецептов, искусства сервировки и прочего в книге большой раздел был отведен видам салфеток, способам их применения и  искусству их складывания. Спустя несколько лет промышленник Джон Дикинсон представил общественности такое изобретение как бумажные салфетки. Фабрикант изобрел станок, который был способен бесперебойно производить бумагу из целлюлозы.

О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Национальный проект

Приложение к МО 1145

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении