Выставка одного предмета

Дата создания: конец ХIХ - начало ХХ веков

Материал: металл, медь

Техника: литьё

Размеры: 6,5 см х 10,8 см

наперсный 471.jpg

Музейная коллекция церковных предметов конца XIX – начала XX века представлена наперсным меднолитым крестом. Внутреннее пространство предмета выгравировано рисунком и надписями, в центральной части имеется изображение фигуры распятого Христа, голова которого склонена к правому плечу, а руки распростёрты в стороны.

На поверхности креста имеются окислы, изображение плохо просматривается.

В школьный музей экспонат был передан учеником 5 класса Уватской средней школы Шальневым Олегом.

Такие кресты должны носить только рукоположенные лица, то есть священники. В реальности в начале XX века их могли носить и другие люди, например, старообрядческие попы или наставники, так как в это время видимых различий уже не осталось – и старообрядцы, и православные заказывали вещи в одних и тех же мастерских. Также кресты могли просто висеть в доме на стене или использоваться в «бытовых» целях: освятить что-либо и т.д.

Наперсный крест – это атрибут православного священника и архиерея. Его носят на особой цепи поверх облачения. Наперсный крест значительно крупнее нательного крестика, и они не заменяют друг друга, так как это два разных символа.

Нательный крест – обязательный знак личной принадлежности православного христианина к церкви. А наперсный крест возлагают на священника при его рукоположении – посвящении в церковный сан. Форма и декор наперсного креста строго регламентированы. Слово «наперсный» означает «носимый на персях» - на груди. Наперсный крест – это напоминание священнику о высоте и тяжести его служения и в то же время о том, откуда ему следует черпать силы для этого служения.

Наперсные кресты для священников появились в Русской Православной Церкви сравнительно недавно и до XVIII века только епископы имели право носить наперсные кресты.

После того, как в употребление вошли измененные греческие подрясники, рясы и клобуки, одежды священников перестали отличаться от одежд диаконов и келейных одежд монахов, что должно было способствовать появлению особых знаков, по которым можно было бы отличить священника от прочих духовных лиц. Таким отличием стал наперсный крест, который до 1896 года имел статус церковного ордена: наперсным крестом как наградой и знаком монаршей милости награждали заслуженных иереев за долголетнее беспорочное служение. Крест носили на цепи из крупных плоских звеньев, соединенных двойными мелкими кольцами; в середине цепи – перемычка, так что цепь спереди охватывает шею, а сзади спускается на спину.

Крест священника свидетельствует о том, что он есть служитель Иисуса Христа, пострадавшего за грехи мира, должен иметь Его в сердце своем и подражать Ему. Двухконечная цепь креста – знамение заблудшей овцы, то есть пастырского попечения о душах вверенных священнику прихожан, и креста, который Христос нес на спине Своей, как знамения подвигов и страдания в земной жизни.

В начале XIX  века священников стали награждать в особых случаях крестами с украшениями. Указом Святейшего Синода от 24 февраля 1820 года  отбывающим за границу русским священникам благословлялось носить там особые золотые кресты, выдаваемые из кабинета императора. Такие кресты впоследствии получили название кабинетные. Иногда они выдавались как награда некоторым священникам и не выезжающим за пределы России.

Государственным указом от 14 мая 1896 года был введен в церковное употребление крест, являющийся знаком отличия «всякаго священника и иеромонаха». Кресты 1896 года стали непременным знаком отличия иереев, которые они носят за богослужением поверх риз и могут носить в повседневной обстановке поверх рясы, а кресты 1797 года так и остались наградными, по традиции жалуемые также всем выпускникам духовных академий, имеющим сан священников.

Кроме того, в XIX  веке протоиереям стали воздаваться как награда кресты с украшениями, подобные архиерейским наперсным крестам.

О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Национальный проект

Приложение к МО 1145

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении