Выставка одного предмета

Друзья! Наш музей «Легенды седого Иртыша» задумал на сайте масштабный проект: "Виртуальная выставка одного экспоната".

 


Фондовая коллекция районного краеведческого музея насчитывает свыше 7 тысяч музейных предметов. Причем, большая их часть находится в запасниках, и до недавнего времени доступ к ним был возможен лишь специалистам в хранилище. Теперь, благодаря нашему проекту, самые впечатляющие экспонаты «выйдут в свет» – многие впервые – и предстанут перед широким кругом публики.


Многие экспонаты переданы в дар музею, собраны в процессе реализации музейных проектов, приобретены у частных лиц. Наряду с единичными поступлениями в фондах музея хранятся личные коллекции и архивы.

За каждым из этих экспонатов – своя удивительная легенда, связанная с историей создания, судьбой владельцев, событиями культурной жизни нашего края.

Первый экспонат, который представляем, - Лестовка.

Данная реликвия принадлежала уроженке п.Екимовка – Марии Ивановне (фамилия неизвестна), впоследствии была передана в музей жителем с.Красный Яр Мальцевым А.А.

Лестовка — это традиционные православные чётки на Руси. Жизненный обиход каждого христианина-старообрядца, следующего церковно-каноническому преданию, невозможно представить без небольшой лестовки. Лестовку зовут также «мечом духовным» на изгнание мысленных супостатов.

По преданию, это нескончаемая дорожка, состоящая из переплетённых между собой твёрдых кожаных ступенек. Начало и конец молитвенного круга – «земля» и «небо» - фиксируются и заключаются между двумя парами треугольников, называемыми лапостками.

Как поднимаемся мы вверх по лестнице вещественной, с каждой ступенькой все выше от земли, так и с помощью лестовки — лестницы духовной — поднимаемся духом к небу, когда перебираем ее «ступени». Лестовка представляет замкнутый круг — символ вечности. Она состоит из плотно затянутых и переплетенных между собою твердых кожаных петелек, которые идут друг за другом в строго установленном порядке, неизменном в течение долгих веков.

Треугольная форма лапостков установлена в честь Пресвятой Троицы – неразделимого понимания трех божественных ипостасей: Бога Отца, и Сына и Святаго Духа.

По общепринятому толкованию, лапостки лестовки символически изображают нам святых ев. Матфея, Марка, Луку и Иоанна, а обрамляющая края обшивка указывает на евангельское учение.

В древлеправославии считается, что впервые употребление лестовки было установлено в Церкви в IV веке святым Василием Великим в основанных им монастырях. Иноки этих монастырей по любви своей к Богу каждый день совершали по книгам церковным установленное святым Василием молитвенное правило. Однако среди этих подвижников встречались неграмотные, и для них моление по книгам было заменено совершением определенного числа главнейшей и в то время простейшей молитвы: «Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя, грешного», — молитва Исусова. За весь Псалтырь было установлено молиться шесть тысяч этих молитв, за Полунощницу, — шестьсот, за Утреню — тысячу пятьсот и так далее. Для правильного счета молитв Василий Великий и ввел в обиход иноков первую лестовку, а точнее, как называли ранее, вервицу — небольшую веревочную петлю, на которой было завязано сто три узла. Со временем вервица стала использоваться не только неграмотными, но и всеми иноками, а также благочестивыми мирянами, и уже не только для счета молитв, но и для непрестанного призывания имени Божия.

Ко времени Крещения Руси в древней Греческой Церкви сложилось твердое понятие о том, что постоянное совершение молитвы Исусовой при помощи вервицы, т.е. лестовки, во всяком месте есть необходимая часть христианской жизни.

Во время моления лестовку было принято держать в левой руке, перебирая ее ступеньки от земли к небу. Пальцы при этом нужно было складывать так же, как и для ограждения себя крестным знамением. При совершении великих поклонов в землю аккуратно сложенную лестовку клали на подручнике, между сложенными вместе, как «домиком», двумя полусогнутыми ладонями.

Основное назначение лестовки — быть помощницей в церковном и домашнем молении, чтобы легче было сосредоточиться на словах молитвы и знать точный счет своего правила. Молитва Исусова, совершаемая на каждую ступень лестовки, являет собою внутреннюю невидимую мысленную лестницу, направляющую человека к разумному просветлению и самосовершенствованию.

Вот что написано в книге поучений священноинока Дорофея (старообрядческий «Цветник», XVII века):

«Многие из святых отцов говорили, что молитва Исусова — источник всех благ и сокровищница добродетелей. Быстро удостаивает человека благодати Святого Духа и спасает. Словно палица сокрушает молитва Исусова лукавых демонов, разрушает и рассеивает тучу душевных страстей. Проясняет ум, душу и сердце человека светом веселья, утешения и радости. Равным ангелом становится человек из-за совершенной любви к Богу и из-за истинной и чистой молитвы Исусовой…»

Говорили святые отцы, что молитва — это как окно в небо: чем больше и усерднее молится человек, тем больше прозревает духом для созерцания скрытых от нынешнего века небесных тайн и откровений, которые открываются не по внешней ученой премудрости, а за прилежание к духовному труду.

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Национальный проект

Приложение к МО 1145

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении