Выставка одного предмета

Выставка одного предмета» из фондов музея «Легенды седого Иртыша» представляет ступу.

 

Наверное, каждый помнит бессмертные строки А.С. Пушкина:

Там ступа с Бабою-Ягой

Идет, бредет сама с собой...

А в русской народной сказке «Василиса Прекрасная» читаем: «Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу Баба-Яга - в ступе едет, пестом погоняет, помелом заметает».

Ещё в прошлом веке трудно было найти крестьянский дом, где не было бы ступы и ступки.

 

Место изготовления: Тюменская обл., Уватский район, д.Солянка
Время изготовления: Конец ХIХ – начало ХХ в.
Материал: дерево
Способ производства: ручная работа; долбление
Размеры: высота общая - 77,0 см; высота подставки - 12,0 см; диаметр горловины - 39,0 см

Ступа делалась из части ствола дерева крепкой породы. Форма ступы зависела от умения и фантазии мастера, ее изготовившего. Чаще всего ступа имеет в основании круг, несколько выступающий по отношению к стенкам ступы, что делает ее достаточно устойчивой.

 

Ступа обязательно должна быть тяжелой, чтобы можно было в ней выполнять трудоёмкие операции по переработке сельскохозяйственного сырья. В ступах очищали от оболочки зёрна пшеницы, ржи, овса. Толкли стебли льна, чтобы размягчить их и быстрее очистить волокно от кострики. Толкли и пряжу, чтобы сделать ее мягче, а также и готовый холст. Мастера-сукновалы толкли в ступе сукно, а кожевники мяли дубовую и ивовую кору для дубления кож.

Встречаются двойные ступы: т.е. выдолбленные с двух концов; в одной части толкли зерно, в другой, более мелкой, табак-самосад. Мужики сеяли табак, сушили, в специальных корытцах рубили, а потом в ступе толкли.

К ступе из куска цельного дерева вырезался пест, толкач. Пест к большой ступе мог достигать 1 м. Посредине песта делалась перемычка-перехват: было удобно брать рукой, и рука не скользила. Один конец песта обычно оббивали железом.

Кроме больших ступ в хозяйстве были и маленькие, чаще всего чугунные, для растирания соли, зерна и других продуктов.

Ступа и пест были не только необходимыми орудиями в домашнем быту, но и имели знаковые функции. По народным представлениям, они символизировали соединение мужского и женского начал, и потому использовались в свадебном обряде.

Известный русский этнограф Д.К. Зеленин писал, что сваха, прежде чем войти в избу к девушке, трижды крутила вокруг себя ступу, чтобы сватовство было удачным. Так же трижды обведут невесту в церкви вокруг алтаря, т.е. брак состоится.

Иногда испытывали характер молодой: наливали в ступу воды и давали ей толочь до тех пор, пока она не выплещет всей воды.

Поговорка «толочь воду в ступе» означала: делать бесполезную работу.

Предмет, представленный на «Выставке одного предмета», изготовлен жителем д.Солянка Калининым Г.Н.

Н.В.Белкина, научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша»

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Национальный проект

Приложение к МО 1145

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении