Выставка одного предмета

Современному человеку непросто отгадать загадку: «Сутул, горбат, всё поле обскакал», а в былые времена каждый знал, что загадка эта о серпе, очень древнем инструменте, известном многим народам мира. Серп - кривой нож с насечкой (зазубринами) для срезки травы или хлеба. Его форма напоминает молодой или убывающий месяц, неслучайно говорят: серп месяца.

Он является одним из самых древних орудий труда, и использовался еще в процессе собирательской жизни человека около 10 тысяч лет назад. Самые древние серпы были каменные, маленькие и почти без изгиба. Потом в обиход вошли бронзовые серпы, которые потом были вытеснены серпами из железа.

 

 

Место изготовления: Россия – СССР

Время изготовления: Первая половина ХХ века

Материал: металл

Способ производства: промышленное производство

Техника: кузнечная ковка

Размеры: длина штыря - 12,5 см

Место находки: д. Шилова, заброшенный дом

Работали серпом обычно женщины, что хорошо отражено в народных песнях.

Жали мы, жали,

Жали, пожинали,

Жнеи молодые...

Жать хлеба серпом было очень нелегко и не споро.

Ниву сожали,

Страду пострадали,

Гибкими спинами,

Вострыми серпами.

Бытовал обычай: по окончанию жатвы обвязывали серпы последнею соломой и клали их под иконами.

25 декабря хозяйка втыкала серп в притолоку дверей для защиты от нечистой силы.

21 февраля по народному календарю - память пророка Захарии - серповидца. Ему с особым почтением и прилежанием молились женщины, вековечные жницы. В старину было принято в этот день доставать серпы и кропить их крещенской водой с божницы. Это благочестивое поверье было навеяно извечной тревогой за урожай. «Не обережешь вовремя кривого серпа - не нажнешь в поле и снопа!»

Глядючи на серпы, вспоминали древние старухи, отработавшие свою бабью долю: «Была молода, не только хлеб жевала, а и по сотне снопов в день жинала».

При жатве серп держали в правой руке. Левой рукой обхватывали охапку колосьев и быстрым движением серпа срезали их. Для среза одного пучка стеблей производили три взмаха серпом. Колосья аккуратно клали к ногам, затем их связывали в снопы, которые в обхвате достигали 1 метра. Снопы складывали в бабки и суслоны.

Жатва серпом была преимущественно женским трудом. Девочек учили пользоваться серпом с 10 – 12 лет. Ручная работа жниц была тяжёлой - неудобное полусогнутое положение на протяжении долгих часов вызывала боль в пояснице и руках. Недаром от страданий крестьянки, от её тяжелого труда в жатву и появилось слово «страда» – так стали называть жатву. Месяц жатвы или страды - август носил имя «серпень».

Сегодня серп уходит в историю. Его еще можно приобрести в магазинах, но используют его уже не по назначению.

Н.В.Белкина, научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша».

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении