Выставка одного предмета

591Дата создания: XX век

Материал: лен, нить

Способ производства: ручная работа

Техника: вышивка, кружевоплетение

Размеры: дл. без кружева - 230,0 см; ш. - 34,0 см

Часто самые простые, на первый взгляд, вещи, окружающие нас в быту, имеют очень давнюю и красивую историю традиционного использования их в народных обрядах. Полотенце, которое каждый берёт в руки по нескольку раз в день, сопровождало и оберегало человека всю жизнь. Уже с пяти-шести лет девочку приучали держать в руках иголку с ниткой. И не случайно шить начинали так рано, ведь наготовить полотенец нужно было на всю оставшуюся жизнь, а сроки поджимали – вышивка на Руси считалась занятием девичьим. У замужней женщины на это просто не было времени. На ней держался весь дом: готовка, стирка, уборка, уход за животными и воспитание детей. Вот и приходилось красавицам, едва научившись твёрдо ступать по земле, садиться за рукоделие и начинать готовить себе приданое. В свадебном сундуке невесты насчитывалось до сотни расшитых полотенец, ширинок и столешников на все случаи жизни: Рождество, Масленицу, Пасху, в подарок родственникам. На специальное полотенце принимали новорожденного. И в последний путь провожали тоже на полотенцах. Во время больших церковных праздников заготовленные для приданого полотенца развешивались по стенам дома, и гости обычно именно по ним судили о трудолюбии, усидчивости, художественном вкусе девушки. Заодно и об аккуратности, ибо вышивать нужно уметь так, чтобы ни единого узелка найти было невозможно.

Полотенца были важнейшими атрибутами во время свадьбы: ими одаривали родню жениха, украшали стены в доме и свадебный поезд, связывали жениха и невесту во время венчания. Можно сказать, полотенца были своего рода метрикой невесты. Они не просто представляли определённую материальную ценность, но и являлись знаком родства женщины по материнской линии. Дело в том, что у каждой мастерицы были свои особенные узоры, которые передавались по наследству. По ним-то и определяли, к какому роду принадлежит женщина. Полотенцами молодая жена обозначала своё пространство, входя в новую семью. Свекровь убирала свои, и их место занимали полотенца снохи. Когда строили новый дом, хозяйка вносила в него горшок с углями из старого очага на вышитом полотенце. Полотенца вешали на окна, зеркала, на крючки по стенам. Отсюда их называли: занавес, зеркальные, наспичники, накрючники, пристены, моховики, рукотёры, подножники. Длина полотенец обычно составляла от 2 до 4 метров, а ширина 36-38 сантиметров. Лён для холста использовали самый лучший – кружельный.

Некоторые полотенца изготавливали сообща и всего за одну ночь. Делалось это в период неурожая, засухи, других бедствий. Девушки собирались вместе, каждая приносила по кудельке льна. Вместе пряли и ткали семиметровое полотно. Работать нужно было молча. А когда обыденное полотенце было готово, его трижды обносили вокруг деревни, а потом сжигали. Считалось, что такой обряд спасает деревню от несчастий. Мало кто воспринимает сейчас полотенце как украшение. Современные технологии изготовления привели к тому, что стало оно для нас куском материи, имеющим лишь утилитарное значение. Но в некоторые важные в жизни моменты полотенца как предмет торжественного ритуала используют и сейчас. Например, встречая гостей хлебом-солью, каравай выносят на полотенце, и если хлеб с солью символизируют солнце и землю, то полотенце – дорогу жизни, линию судьбы человека. Человек сам творец своего счастья и судьбы. Всё в этой жизни имеет значение и смысл. Всё сплетено в веках невидимыми нитями.

Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Национальный проект

Приложение к МО 1145

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении