Выставка одного предмета

 298                                      

Материал изготовления: дерево

Способ изготовления: ручная работа

Размеры: высота – 79,4 см

Сохранность: загрязнения поверхности, расшатанность

В каждом крестьянском доме непременная деталь интерьера - стол. В русском жилище стол всегда стоял в Красном углу.

Столы были четырёхугольные, круглые, раздвижные; обеденные, кухонные, письменные. Состояли из столешницы (верхней доски), подстолья (рамы) с ножками, иногда были и разножки. Столешница могла быть съёмной; делалась из цельного дуба, чаще же склеенная на шпонках. Подстолье забиралось досками, ножки изготавливались короткими и толстыми. В подстолье делался шкафчик с двустворчатыми дверками для столовой утвари.

Под влиянием западноевропейской культуры к столам делали точёные и резные ножки.

В столах более позднего времени стали делать выдвижной ящик для ложек, чашек. Стол редко передвигался, это случалось только в особых случаях - свадьба или похороны. Такое свойство стола, как неподвижность, использовалось в некоторых обрядах. Например, женщина, купившая кур, брала их за ноги и обносила вокруг стола: «Как стол от избы не отходит, так бы и вы, куры, от двора не отходили». В рождественский сочельник, накрывая на стол, связывали верёвкой ножки стола, чтобы скотина свой двор знала. Во время ужина самый младший из семьи квохтал под столом, чтобы курочки водились.

У каждого домочадца за столом было своё место в зависимости от возраста и роли в хозяйственной жизни семьи. Под иконами обычно сидел глава семьи, а в праздники -самый уважаемый гость. В народной традиции символическое осмысление стола определялось его уподоблением церковному престолу. «Стол - это престол», «Стол - ладонь Божия, протянутая человеку», поэтому и поведение за столом должно быть скромным и почтительным. На стол не разрешалось помещать посторонние предметы; на столе могли находиться только хлеб и соль. На голый стол хлеб не клали. Постоянное пребывание хлеба на столе должно было обеспечить достаток и благополучие дома.

Не разрешалось стучать по столу, нельзя было громко разговаривать и смеяться, скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол.

Русский этнограф С.В. Максимов писал: «Дело всех православных крестьян сидеть за столом чинно, унимать от смеху смешливых, пустяшных разговоров не водить и смотреть на хлебный стол, как на Божий престол».

Во многих сёлах известен ритуальный обход стола во время свадьбы, на родинах. Новорождённого трижды обводила вокруг стола бабка-повитуха. В обычные дни обход запрещался, все должны выходить с той стороны, с какой заходили. Не принято вытирать стол голой рукой - нищета одолеет, нельзя класть шапку на стол - будет болеть голова. Забыть ключи на столе - к ссоре.

Стол всегда был местом, где происходило единение людей: человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался как «свой». Не держали стол без скатерти, считали, что иначе «стол обидится».

Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Национальный проект

Приложение к МО 1145

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении