Выставка одного предмета

Дата создания: Конец ХIХ - начало ХХ веков

Материал: дерево

Способ производства: ручная работа

Техника: токарная обработка

Размеры: диам. колеса - 56,0 см; дл. спиц - 19,5 см; в. - 107,0 см

 

Самопрялка 1.JPG

Крутись, вертись, прялочка -
Резное колесо,
Поведай нам, жужжалочка,
Чья ты и сделал кто!
Такую чудо - прялку
Не просто сотворить,
Здесь душу и смекалку
Надобно вложить...

В XVI веке был сделан первый шаг к усовершенствованию ручного веретена, которым с давних пор пользовались пряхи. Чтобы облегчить труд пряхи, придумали прялку с колесом – самопрялку. Считается, что прообраз самопрялки появился в Индии. Постепенно из этой страны она разошлась по всему миру. В России получила распространение самопрялка с вертикальным расположением колеса.  

Конструкция ее несложна, но гениальна: цилиндр, в котором веретено установлено горизонтально, установлен на доске. Рукой вращается колесо, которое, благодаря ремню, крутит веретено. Левая рука пряхи подает волокна к острому концу веретена, тогда как правая вертит колесо. Едва нить "вырастает" до длины руки, она наматывается на веретено и процесс продолжается. Скорость прядения с появлением таких устройств значительно возросла. Прядение на самопрялке гораздо быстрее, чем на веретене: в день прядут по 400 граммов шерсти, на веретене для этого требуется несколько дней. 

В 19 веке значительно возросла потребность в пряже. По этой причине прялка деревянная с колесом, которое необходимо вращать одной рукой, перестала удовлетворять потребителя. К счастью, нашлись умельцы, которые смогли приладить к этой конструкции педаль, которая позволяла вращать колесо ногами. Обе руки могли заниматься пряжей, что сильно ускоряло работу. В остальном принцип работы оставался прежним: кудель все так же крепили к верхней перекладине донца, веретено вращалось благодаря кручению колеса, готовая нить наматывалась на рогульку, прикрепленную к свободному концу веретена. 

В России самопрялки разделяли на русские (стояки) и чухонки (лежаки). У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок - под углом.

В холодное время года девушки собирались на посиделки и за прядением напевали:

Ой, да кудели-куделицы,

Собирались красны девицы,

На посиделки собирались,

За работу принимались.

Придут на посиделки ребяты,

Они холостые, неженаты.

Они всё вокруг примечают,

Помощницу в дом выбирают.

На посиделках любили послушать сказки, разные былички, пели много песен. Но о работе не забывали: если девушка мало напрядёт за вечер, мать может и не пустить в другой раз.

Случалось, что женщина по каким-то причинам не успевала справиться с пряжей и устраивала супрядки. Вот шуточная народная песня о такой пряхе:

У бабушки у нашей

Супрядка была,

Супрядка была.

«Что ты, бабушка, прясти даси?»

«Старым-то старушкам

Шерсти кужелёк.

А молодым-то молодушкам

Беленький ленок.

А молодым-то прощелыгам

Коневый хвост».

Собирались на супрядки охотно. Работа на супрядках обязательно заканчивалась угощением.

Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени. На Рождество или на все Святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали. 

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прялку клали в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. Парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

Прялка служила оберегом, с её помощью лечили хвори, она была символом благополучия замужней женщины. Не случайно её можно встретить даже в пословицах и поговорках:

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи

Прялка не Бог, а рубаху дает

Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом

Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

 

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Национальный проект

Приложение к МО 1145

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении