Выставка одного предмета

Дата создания: Первая четверть XX века

Материал: лыко

Способ производства: ручная работа

Техника: плетение

Размеры: дл. - 30,0 см; ш. - 13,0 см; дл. - 28,0 см; ш. - 12,0 см

Фото лапти.JPG

Наряду с кокошником, балалайкой, конной тройкой и шапкой-ушанкой лапти – несомненно, один из самых узнаваемых символов России. Традиционная для славян плетеная обувь была в широком употреблении в сельской местности вплоть до 30-х годов ХХ века.

Лапти представляют собой низкую обувь, изготовленную – плетёную - из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти). Лапти имели очень малый срок службы. Зимой они изнашивались за десять дней, после оттепели — за четыре, летом, в страдную пору, — и вовсе за три. Собираясь в дальний путь, крестьяне с собой брали не одну пару запасных лаптей. «В дорогу идти – пятеро лаптей сплести», - гласила пословица.

 «Добрый мужик в худую пору изнашивал в одну неделю не меньше двух пар лаптей», – читаем у известного до революции писателя и этнографа С.Максимова. Лапти были распространены не только в нашей стране. Например, у шведов существовал даже термин «лапотная миля» — расстояние, которое можно пройти в одной паре лаптей. 

Лаптей нужно было немало – и про свой обиход, и на продажу, а поскольку плести лапти умели почти в каждом доме, в работу вовлекались семьями – дела хватало и старому, и малому. На большой городской базар сразу привозили подводами по сто тысяч пар лаптей. Плетение лаптей считалось лёгкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом».  Но в этом деле, как и в любом другом, были свои секреты, необходима была сноровка и смекалка. Дорогого сырья и сложного оборудования не требовалось: лыковые ленты, деревянные колодки, нож для подрезания лыка и называемые «кочедыками» спицы-крючки, которые делали из металла или кости. Хороший мастер за день мог изготовить пять пар плетеной обуви.

В каждой губернии были свои особенности в искусстве лаптеплетения. Носки обуви могли быть круглыми либо треугольными. Сам процесс плетения одни начинали с носка, другие с пятки. Кто-то практиковал изготовление лаптей на правую и левую ногу, кто-то пользовался единой колодкой, одинаковой для обеих ног.

Использовалась кора различных видов деревьев: дуба, березы, ивы, вяза, ракиты. Лучшими считались лапти из липы, поскольку они были долговечнее и мягче. Подгоняя форму лаптя к ноге, внутрь подкладывали мягкое мочало и стельку, вырезанную из широкого куска лыка. Чтобы не стереть ноги в кровь, их предварительно оборачивали холщовыми или шерстяными портянками – онучами. Лапоть укрепляли на ноге веревкой-опоркой, которую вплетали в заднюю часть обуви. При длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки.

Про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям. Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью — специальных мастерских не было очень долгое время. Для покоса одевали «редкие» лапти, вода в лаптях таких не задерживалась. Назывались они «Рачки». Для работы по хозяйству удобны были «Ступни» — лапти без верёвок, похожие на калоши. В жару на поле носили «Чуни» — верёвочные лапти. И хотя эта обувь канула в лета, тем не менее лапти, по заключению сегодняшних исследователей, это удобная, экологичная обувь.

В наши дни лапти носят разве что участники фольклорных ансамблей. Некоторые артели продолжают плести их на продажу в качестве сувениров.

Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Национальный проект

Приложение к МО 1145

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении