Выставка одного предмета

Время изготовления: ХХ век

Материал: дерево

Способ изготовления: ручная работа

Размер: дл.- 95,0 см

Предмет передан в музей Добрыниной К.А., жительницей д.Солянка Уватского района

Мотовило.JPG

Мотовило — это инструмент для перемотки пряжи. Волокна льняной кудели, превращаясь в пряжу ручным способом, наматывались на веретёна. Когда веретено полностью заполнялось, то для перемотки пряжи с веретён применялись мотовила.

Представляло собой деревянный стержень, на одном конце которого была развилка, а на другом — перпендикулярно прибитая планка. При сматывании нити с веретена конец нити привязывали к рогульке мотовила, а веретено либо пускали в свободное вращение (в корзине или на полу), либо упирали острым концом в прялку, а тупым — в живот. Затем начинали вращать мотовило, перематывая нить с веретена в мотки.

Мотки требовались для хранения пряжи, ее отбеливания, окраски. Мотовило рассчитано таким образом, что полный круг нити вокруг мотовила равен одной стене (приблизительно 5–6 метров), а число кругов — определенной ширине ткани. Единицей счета нити были чисменки и пасмы. Чисменка обычно состояла из трех кругов, а пасма включала в себя десять чисменок, т. е. равнялась тридцати кругам. Для счета чисменок и пасм, а также для того, чтобы нитки не спутались при отбеливании и окрашивании. нити перевязывали. Для этого на оси мотовила делали зарубку, к которой привязывали шнурок — «пасменник», которым и перевязывали чисменки и пасмы.


Производство нитей традиционно считается самым трудоемким процессом в ткачестве. Для того, чтобы получить нить хорошего качества, сначала требовалось подготовить к прядению сырье — чаще всего шерсть, лен или коноплю. После очистки и сушки льна и конопли их требовалось обмолотить — то есть придавить и придать им как можно более плоскую форму. Потом лен и коноплю вымачивали, а после высыхания измельчали, взъерошивали и царапали. Чтобы придать растительному волокну наибольшую мягкость и гибкость, его иногда толкли в ступе. Подготовка шерсти к прядению занимала значительно меньше времени, чем обработка льна и конопли: после стрижки овец шерсть промывали, разбирали руками и расчесывали гребнем. После завершения подготовки сырья начинался очень долгий и сложный процесс прядения.

Сам метод изготовления нитей — прядение — был придуман очень давно. Изначально пряжу скручивали вручную, однако впоследствии было изобретено веретено, а потом появилась и ручная прялка. Известно, что прялки использовались в Индии более 2500 лет назад. К XV веку по всей Европе распространились усовершенствованные варианты прялок, самопрялки, которые значительно упрощали производство нитей. Вплоть до конца XIX — начала ХХ века прялки были практически в любой русской крестьянской семье. Они были вытеснены из повсеместного бытового обихода только с развитием промышленности, когда готовые нити и ткани проще и дешевле было купить, нежели сделать своими руками.

Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Национальный проект

Приложение к МО 1145

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении