Дата создания: Начало XX века
Материал: металл
Способ производства: промышленное производство
Размеры: диам. - 37,5 см; диам. втулки - 10,0 см
Легенда: использовалось такое колесо как деталь транспортного средства – телеги
Ни у кого не возникает сомнения тот факт, что важнейшим изобретением человечества было колесо. Именно оно дало мощный толчок в истории развития техники и транспорта. Вскоре были изобретены различные повозки и кареты.
Слово «колесо» происходит от праславянского «коло» и праиндоевропейского «келсо» и обозначает «вращение»
Одним из праобразов колес считаются древние каменные жернова для размалывания зерен в муку. Первые колеса делались из глины, камня и только потом из дерева. По другой гипотезе история появления колеса берет свое начало в Месопотамии (современный Ирак) и Египте, где предшественниками колес считаются катки, которые использовались при строительстве (4 тыс. до н. э.).
История создания колеса напрямую связана с появлением земледелия, ведь плодородную землю в долинах рек Азии, Египта и Китая нужно было обрабатывать. К этому времени относится также появление и таких изобретений, как плуг и парус.
После изобретения колеса, люди стали изобретать повозки. Сначала появились двухколесные повозки, когда два деревянных колеса делались из сплошных бревен. Древние люди отрезали от бревна круг или скрепляли из досок, обрезав по кругу. Передвигались повозки при помощи запряженных животных (в основном мулы), но поворачивать такую повозку можно было только вручную. Позднее появились и четырехколесные. Скорость движения такой повозки была очень низкой.
Позднее было изобретено колесо со ступицей. С помощью такой ступицы колесо насаживалось на неподвижную ось. В таком варианте колёса могли двигаться независимо друг от друга, это дало еще один рывок в развитии транспортной техники. Саму ось смазывали дёгтем или жиром, это давало возможность свести сильное трение к минимуму. А когда человечество сделало еще один прогрессивный шаг в науке – были открыты металлы, колеса стали снабжаться металлическими ободами, а иногда и спицами. Такие колёса не боялись механических ударов и могли вращаться во много раз быстрее своих предшественников. К тому времени появились экипажи, перевозившие людей. Сиденье подвешивалось на ремни, о рессорах пока не шло и речи.
Одновременно назрела необходимость в строительстве дорог, чтобы транспортные средства могли передвигаться вначале между полем и поселением, а затем и между населенными пунктами стали перевозить продукты и грузы.
Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»