Главная

Тобольская мужская гимназия долгое время была единственным средним общеобразовательным учебным заведением в крае и во всей Западной Сибири. Из ее воспитанников наибольшую известность получил историк и публицист Петр Андреевич Словцов. Родился он в 1767 г. в семье священника Верхотурского уезда. В 1788 г. по окончании Тобольской семинарии был направлен для продолжения образования в Петербург, в Александро-Невскую семинарию, где сблизился с М. М. Сперанским, позднее крупным государственным деятелем России. В столице молодой семинарист увлекся идеями французских просветителей.

Святки(зимние) — период времени, приуроченный к зимнему солнцевороту, который открывал народный солнечный год. Святки длились двенадцать дней (по числу месяцев года), с Рождества Христова до Крещения Господня, и включали в себя Васильев день.

Зимние святки были одним из наиболее почитаемых и любимых праздников русского народа. Начинались они с сочельника, кануна Рождества — 7 января и длились две недели до Крещения — 19 января. Новый год (1 января) как бы делил святки на две половины.

Святки можно разделить на «святые вечера» (7-13 января) для веселых гаданий и «страшные вечера» (14-19 января) для страшных гаданий. Самыми достоверными считаются гадания на Васильев вечер (с 13 на 14 января), то есть под старый Новый год.

Лучшее время для гадания вечер и раннее утро - до первых петухов. Обязательный атрибут – зажженные свечи. На Святках уменьшается риск встретиться во время гадания с какой-нибудь нечистью. Важное условие во время гадания – отсутствие злого умысла, вера и надежда на лучшее.

Ни один русский праздник не проходил без шумной и весёлой ребятни. На святки детвора собиралась ватагами и ходила по домам с вертепом и Вифлеемской звездой колядовать. Остановившись под окнами чьего-нибудь дома, ребятишки пели особые, рождественские песенки - колядки. Содержание их было традиционным –прославление хозяина, пожелание его семье и дому благополучия и процветания. За коляду полагалось вознаграждение - что-нибудь вкусненькое. После колядования его участники дружно съедали собранные лакомства. Колядующим много чего разрешалось такого, что в остальное время закончилось бы плачевно: к примеру, если хозяин не дал гостинцев, колядующие могли увести из хлева скот или что-нибудь поломать.

Рождественские святки не обходились без участия ряженных. Игры ряженных - древняя русская скоморошья забава, сохранившаяся с языческих времен. Гонимая церковью и властью, традиция эта все же пережила века и стала неотделимой частью многих народных праздников.

Интересная традиция крещенского сочельника, которая сейчас уже практически нигде не встречается – выгонять нечистую силу. Сюда относили освящение воды, а во многих местах с этой целью обкуривали дом и пристройки ладаном, с топором обходили домашний скот. Кое-где это была задача парней, которую они выполняли ударами кнутов по заборам, размахивая метлами и громко крича.

Сказку в нашу жизнь принёс,

Славный, добрый Дед Мороз.

Знают тебя все на свете,

Даже крошечные дети.

С днём рождения тебя

Поздравляет вся земля.

Детям подарил мечту,

Веру, радость, доброту.

Ты -волшебник без сомненья!

И ещё раз с днём рожденья!

4 ноября во всех регионах России пройдет традиционная ежегодная акция «Ночь искусств». Краеведческий музей «Легенды седого Иртыша» проводит в режиме онлайн 3,4 ноября 2022 года. 

Виртуальные туры

Детский телефон доверия

Детский телефон доверия 8-800-2000-122

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Национальный проект

Приложение к МО 1145

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении