14 января 2018 года исполнится 10 лет со дня образования АУ «Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша"». В связи с этим важным событием в истории музея мы решили познакомить жителей с его деятельностью и показать его роль в изучении истории земли Уватской, рассказав об экспедициях, проведенных в 2016 году.
Идут последние теплые дни золотой осени. Мы снова отправились уже в третью экспедицию в этом году и третью по реке Туртас (название реки связано с тертасами, представителями алтайских племен, пребывавших на Иртыше). 6 октября в 9 часов утра поехали к бывшему поселку лесозаготовителей Ильтыму, чтобы исследовать урочище Ильтым.
Урочище (в широком смысле) – народное название любого географического объекта или ориентира, о котором договорились («уреклись») люди. Урочищем может стать любая часть местности, отличная от остальных участков окружающей местности. Весьма интересен тот факт, что львиная доля урочищ на топографических картах связана с деятельностью человека и в большинстве случаев являет собой заброшенные деревни, реже – покосы или места, в которых когда-то что-то происходило или велась какая-то деятельность.
Дорога оказалась не очень сложной, правда, раза два пришлось выйти из машины и прогуляться пешком. Как много нынче дичи в тайге! По пути следования то и дело впереди нас из порыжевшей травы вспархивали рябчики, взлетали глухари, прохаживающиеся с гордо поднятой головой на длинной шее по обочине дороги. Несколько раз дорогу перебегали белочки.
Вскоре мы оказались на месте бывшего поселка Ильтым. Он возник, как считает участковый лесничий Чебунтанского лесничества В.Г.Баранцев, после большего таежного пожара 1955 года. От поселка Мостовое осталось всего несколько домов, остальные сгорели. Примерно в 1958-1959 годах образовался Новый Ильтым, но уже на левом берегу, куда и перебралась часть погорельцев. Рабочие занимались заготовкой леса, то есть валили (пилили) деревья, трелевали (вывозили) хвойные хлысты на берег Туртаса, затем кряжевали на ассортименты (пиловочник хвойный 5-6 метров), укладывали в штабеля на берегу реки. Весной с приходом большой воды убирали стойки у штабелей из пиловочника, и бревна скатывались в воду. Лес с помощью бригады сплавщиков сплавляли (молевой сплав) по реке до ее устья, до сплавучастка Ялба. По пути следования рабочие смотрели, чтобы бревна не оставались на берегах, а чтобы лес не унесло в реку Выю, выше ее устья у озера Чучкояк ставили двухкилометровую запань. Она представляла собой своеобразный карман, окруженный обоновкой из соединенных между собой проволокой бревен и наполненный хвойным пиловочником, который по мере необходимости выпускали из запани и сплавляли до обоновки, расположенной вниз по течению Туртаса. На ялбинском шпалозаводе из бревен получали горбыль, тес, шпалу. Затем пиломатериалы с помощью кранов грузили на баржи и отправляли к месту назначения. Мне посчастливилось побывать в Ильтыме зимой 1969 года, когда я работала литературным сотрудником в районной газете «Коммуна». Сейчас на его месте вырос лес и местами поднялся малинник. Как быстро в тайге зарастают следы пребывания человека!
У берега в шлюпке нас ждал Николай Евдокимов. В лодку сели археолог Л.Н.Сладкова, постоянный участник наших экспедиций, О.В.Бронникова, сотрудник музея, А.А. Затонский, инициатор этой поездки, и Л.А.Телегина, директор музея. Вначале мы пошли вверх по реке, чтобы осмотреть крутой берег. На плесах обнаружили лосиные следы. Затем пошли к системе озер, называемой Обушки, и остановились у омута. Сказывают, что его глубина метров 20, а площадь составляет от 100 до 150 квадратных метров. Рядом с омутом, чуть ниже по течению реки, находится перекат, на котором мы обнаружили мелкую гальку и пластины лимонита – болотной железной руды. Решили причалить к берегу и исследовать его. И ведь бывает же такое: только высадились на берег, как буквально в двух шагах от лодки, почти у самой воды, Любовь Николаевна наткнулась на фрагмент древней керамики. Наш общий радостный крик: «Ура!» огласил Ильтымское урочище.
После этого переправились на левый берег, чтобы дойти до системы озер. Отойдя примерно с километр от берега, пробираясь через завалы, на самом высоком месте гривы, огибающей старицу, превратившуюся в болото, нашли в осыпи мелкие обломки от 13 глиняных сосудов, относящихся к эпохе бронзы. Поселение из одного жилища существовало здесь во II тысячелетии до нашей эры.
На таком небольшом пространстве удалось найти керамику сразу в двух местах. Это первые памятники в среднем и верхнем течении реки Туртас.
Настоящей загадкой для нас стала следующая находка. Это большой камень размером примерно 1х1,2 метров, по форме напоминающий лягушку. Он поднимался из воды примерно на 40 сантиметров, у левого берега, вверх от Обушков, не доходя до Ильтым-горы. В этом году уровень воды в Туртасе оказался самым низким за последние 15 лет, и камень хорошо был виден. В большую и даже среднюю воду валун, видимо, надежно скрывался на дне реки.
В записках ранних исследователей упоминаются камни валуны, которые иногда в результате мерзлотных процессов выталкиваются землей на поверхность. Для таежных аборигенов прошлых веков они были «живыми» существами и почти всегда превращались в предмет культа. Может быть, этот камень был действительно культовым. Такая находка – очень редкое явление для Уватского района. Думается, что люди, проживавшие здесь в древности, могли проводить возле него какие-то свои обряды, если, конечно, он был им известен. Камень, скорее всего, стоял на суше, на берегу. А со временем, в связи с тем, что река ломала берег, оказался в воде.
Мне приходилось слышать о камне, лежащем в районе Кошелёвой горы. Но это, скорее всего, надгробие священнослужителя по фамилии Раждаев (со слов очевидцев), так как на нём указана его фамилия.
Неожиданно в памяти всплыла легенда, услышанная 2 года назад от Любови Николаевны. Это мансийская легенда. Манси – наши соседи, живущие по реке Конде.
«Жили-были 2 брата. Пришло время младшему брату жениться. А невесты рядом не оказалось. Решил он пойти по миру невесту искать. Просит он старшего брата пойти с ним в помощь. Вдвоем-то легче и путешествовать, и от врагов отбиться, а если что – и невесту украсть, если добром не отдадут. Но старший брат отказался. Тогда младший брат проклял старшего: «Так оставайся же дома, лежи на берегу реки камнем, и пусть каждый проезжающий мимо точит об тебя нож». Так, может быть, и наш камень тоже выполнял функцию точильного камня. Интересно, какие еще тайны-загадки хранит Ильтымское урочище?
Иногда можно услышать вместо «Ильтым-гора» название «Старый Ильтым». Т.И.Кухаренко, руководитель поискового отряда «Югра», хорошо известная далеко за пределами нашей области, работая в архиве с газетой «Коммуна», нашла интересную заметку. В газете от 1 октября 1942 года в статье «Соревнование лесорубов продолжается» сообщалось, что 2 бригады лесорубов 13 сентября закончили строительство мастерского участка Ильтым. Пожалуй, первыми его жителями стали семьи Канаевых и Сметаниных, переехавшие из Герасимовки и Трах-Бурени, находившихся в верхнем течении реки Туртас. В середине ХХ века у подножья горы стояло несколько бараков. В годы войны депортированные поляки, молдаване, калмыки заготавливали березу и распиливали на лыжную и ружейную болванку. О том времени сейчас напоминают только колеса, оставшиеся от электрорамы, да ямы, выкопанные в горе под гаражи для тракторов.
На следующий день пошли в разведку вдоль старого русла таежной реки. Шли по прибрежной гриве долго, продирались сквозь густой валежник, пересекали водные преграды, падали, вставали и снова шли. Внимательно осматривали все удобные для жилья места. Но безуспешно. Видимо, обнаруженное вчера жилище было на этой старице единственным. Нас это обстоятельство чуть-чуть огорчило. Но находка двух памятников вселяет надежду на открытие новых древних поселений на, казалось, «пустом» Туртасе.
8 октября решили осмотреть озеро около Ильтым-горы. Это место просто замечательное. О том, что здесь жили лесозаготовители, говорят находки, обнаруженные на поверхности земли. Александр Анатольевич нашел здесь стальные рельсы, по которым рабочие в вагонетках, запряженных лошадьми, возили пиломатериалы.
Сейчас на озере поселился маленький лесной народец – бобры. Там, где они появляются, начинает исчезать красота. У ручья, связывающего озеро с рекой, бобры построили плотину. Когда ее разрушили, чтобы понизить уровень воды в водоеме, бобры сумели построить еще более прочную плотину, по которой мы легко перешли на другой берег ручья. Лесные жители проложили в дальней части озера хорошо протоптанные дорожки, около которых мы обнаружили подпиленные ими, а затем поваленные ветром деревья. Часть лесин стояли в ожидании своей очереди, кое-где навалившись на стоящие рядом деревья. Передвигаться по бобриным владениям было непросто: а вдруг порыв ветра, и дерево может свалиться на нас. Удивило, что некоторые деревья были свалены давно, и спилы уже почернели от времени, а бобры так и не использовали их в своих целях. Встретились осины, реже – березы, уже упавшие на землю и размеченные бобрами примерно на полутораметровые отрезки-бревнышки. Оказывается, бобры должны обязательно точить свои зубы, иначе они могут вырасти до огромных размеров, что приведет к гибели животного.
Из-за болотины не сумели обойти вокруг озера, повернули обратно. После обеда сначала на лодке, потом на машине поехали осматривать гривы, прилегающие к болоту, бывшему старому руслу реки. Места хорошие, крепкие, не затопляются водой, но следов древнего человека мы там не нашли. С большой неохотой мы покидали заповедные уголки Ильтыма.
Так закончилась третья экспедиция по Туртасу. Думается, что история реки Туртас, а не только урочище Ильтым, полна тайн и загадок и ждет своих исследователей.