14 января 2018 года исполнится 10 лет со дня образования АУ «Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша"». В связи с этим важным событием в истории музея мы решили познакомить жителей с его деятельностью и показать его роль в изучении истории земли Уватской, рассказав об экспедициях.
Год мы мечтали о том, чтобы отправиться вверх по таежной речке Демьянке, где проживают коренные жители Уватского района ханты, и познакомиться с их традициями и обычаями, а также побывать на местах бывших поселков лесозаготовителей. К большему сожалению, уровень воды в Демьянке оказался слишком низким для того, чтобы осуществить задуманное. Было решено изменить маршрут, поплыть вниз по Иртышу от Увата до Тугалово, провести мониторинг археологических стоянок, расположенных в пойме реки, и в тоже время проверить берега на предмет археологии.
Утром 20 сентября 2010 года катер «Уватсервис» отошел от левого берега Иртыша, и мы отправились вниз по реке для проведения археолого-палеонтологической экспедиции. Состав экспедиции небольшой: археолог из города Тобольска Л.Н.Сладкова, директор и научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша» Л.А.Телегина и О.В.Бронникова.
Первую остановку сделали у Сургутской косы на правом берегу Иртыша недалеко от Увата. Нам удалось отыскать на берегу 2 больших зуба мамонта и один маленький. Это были наши первые палеонтологические находки.
В этот же день решено было обследовать Кошелёвское городище около села Осинник. В середине XVIII века эти места посетил исследователь истории Сибири Г.Ф.Миллер. От местных ханты он узнал о городке Кошель-ваш (ваш, вож – по-хантыйски – укрепленное городище, поселение), в котором жил прежний владелец этой территории – князец по имени Кошель. Раскопки проводились в северной части памятника в начале 80-годов ХХ века. В ходе раскопок было установлено, что люди жили здесь с IX по XVI века нашей эры. В этом районе поселения были обнаружены следы ремесленного производства: остатки железоплавильных горнов и изделия из железа и цветного металла, кости, глины, многочисленные обломки кухонной глиняной посуды, кости животных. В настоящий период археологический памятник находится в неплохом состоянии, сохранились вал, ров. Но, к большему сожалению, здесь видны следы деятельности черных археологов.
На следующее утро стали осматривать левый берег Иртыша вверх от Осинника с целью обнаружения могильника. Л.Н.Сладкова сообщила нам, что в 1960 году студент Омского училища Ищенко сдал в Тобольский музей бисер и металлические подвески, найденные на берегу у отметки «390 километр». Это был могильник, так как из берега торчали человеческие кости. Мы ничего не смогли обнаружить, скорее всего, могильник уже давно смыт в реку.
После вкусного обеда, который нам приготовили капитан Иван Кошкаров и его помощник Владимир Стадников, отправились обследовать правый берег реки от Ищика до Юровска. Торговцы из Болчар, грузившие товар на неводник, рассказали нам, что несколько дней назад была найдена голова большого тура (зубра) в ложбинке на берегу Иртыша недалеко от взвоза. Собиратели костей постоянно проходят по берегу в поисках находок, а затем сдают их скупщикам. Поэтому, несмотря на низкий уровень воды в реке, найти интересную палеонтологическую находку – большая удача. В темноте с трудом добрались до вагончиков, стоящих на месте бывшего села Юровского. Здесь нас ждали прекрасная баня и ужин, приготовленный С.Г.Кошкаровым, отцом нашего капитана. Заночевали в вагончике базы геологов.
22 сентября. Утром внимательно рассмотрели базу. Сергей Георгиевич всё здесь по-хозяйски обустроил, соорудил карниз и наличники к домику, вырезал лебедей из покрышек шин и раскрасил их в белый цвет, сделал бассейн с водой и поместил туда вырезанных из пенопласта и покрашенных утку с утятами, разрисовал даже собачью будку, а рядом с домиком разбил огородик под овощи. На прощанье хозяин подарил нам окаменевший кусок дерева и зуб животного.
По дороге к месту стоянки катера свернули вправо от дороги, ведущей к поселению Ищик, и подошли к Юровской церкви. В 1800 году состоялся высочайший указ о строении в России (равно как и в Сибири) одних только каменных церквей. Действие этого указа продолжалось 16 лет. В результате в 1804 году началось строительство каменной церкви в селе Юровском. Престолов в ней было два: первый, главный престол – во имя святых праведных Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев – в холодном храме, и второй – во имя святых мучеников Флора и Лавра – в теплом храме.
С установлением советской власти в крае резко меняется отношение к религии. Повсеместно стали закрывать церкви, регистрация актов гражданского состояния была передана в ревкомы, а затем в Советы. 31 июля 1930 года на заседании комиссии при Тобольском окружном исполнительном комитете Уральской области слушался вопрос по пересмотру дел о закрытии молитвенных зданий в округе. По решению комиссии закрыли и передали населению под культурные цели и Юровскую церковь. Село Юровское уже не существует более 20-ти лет, а храм стоит, начав отсчитывать третье столетие. Когда подходишь к этой церкви или проезжаешь мимо, обычно начинаешь ощущать, как начинает понывать сердце. Что же мы, люди, натворили? Ведь за всё содеянное придется расплачиваться, если не нам, то нашим потомкам.
В этот раз мы были приятно удивлены тем, что увидели иконки на деревянном стенде, висящем в разрушенном храме. Значит, приходят сюда люди и обращаются с молитвой к Богу. Выйдя из разрушенной церкви, спустились к Иртышу и, подобрав собранные вечером экспонаты, оставленные на берегу, отправились к месту стоянки катера, чтобы продолжить свой маршрут.
Из-за сильного дождя не стали останавливаться у Малого Ярка, а пошли дальше, к бывшей деревне Черноярской. Недалеко от нее вспугнули большую стаю северных уток, отдыхающих на реке. Птицы, взлетев тремя стаями, разлетелись в разные стороны. Наше внимание привлекла большая серая птица, которая ударяла крыльями по воде, двигаясь к правому берегу, что-то мешало ей взлететь. Через некоторое время она поднялась вверх, а из-под нее взлетела утка. Хищнику не хватило силы поднять свою добычу.
Вскоре судно уткнулось в берег у Черноярской горы. Три года назад нам посчастливилось найти здесь наконечник копья. В этот раз с трудом в дождь перебравшись через огромный оползень, расположенный почти посредине террасы, Любовь Николаевна наткнулась на кресало и фрагмент кузнецовской керамики, Ольга Васильевна разыскала сошник для однорядной сохи и окаменевший кусок дерева, а мне удалось разыскать 2 зуба мамонта. Самое главное, что здесь, у Черноярской горы, археологу просто повезло: она обнаружила фрагмент керамики с узорами. Тщательно обследовав этот участок, мы сумели найти еще 24 фрагмента керамики с орнаментом. Как оказалось, это кинтусовский тип керамики эпохи позднего средневековья (XII-XV века). Для нее характерны прямые или косые вертикальные ленты либо треугольные фистоны. Вдоль шейки сосудов расположены ямки, предохраняющие владельца от злого духа. По плечикам проходят горизонтальные линии узора в виде уточек. Вне всякого сомнения, здесь находился археологический памятник, который уже смывается рекой. Пока трудно ответить, что это за тип памятника. В распадке на берегу, в оползне, почти в темноте удалось раскопать торчащие доски. Две из них оказались с косым срезом и одна с дырочкой на краю. Может быть, это даже могильник.
На следующее утро обследовали вначале берег у села Тугалово, а затем перебрались на правобережье, чтобы осмотреть берег у крутого высокого яра. Поделили территорию на участки и двинулись вверх по Иртышу. Ольга Васильевна пошла по самому высокому участку, и вскоре мы услышали ее радостный крик: «Сюда, скорее сюда!». Когда мы подбежали, то увидели ее стоящей в оползне под корягой, вытаскивающей нижнюю челюсть мамонта. Это была действительно замечательная находка. Кроме этого, нашли еще два великолепно сохранившихся зуба мамонта.
Я проверяла берег у самой кромки, заходя в воду (здесь хорошо держит песок), и не заметила, как подошла к большому оползню. С помощью палки перепрыгнула на кочку, а палка осталось воткнутой в землю. Стою, осматриваюсь, кругом ил, вообще ничего хорошего, придется подавать сигнал бедствия. Женщины ушли далеко вперед, чтобы дойти до меня, им придется вернуться к началу пути и двигаться по песку у самой воды, да еще нести с собой палки, чтобы набросать их к кочке, где я застряла. Но мир не без добрых людей. Мимо проплывали П.В.Пуртов с сыном на шлюпке, и с их помощью мне удалось попасть на твердую землю.
После Тугалово повернули обратно и отправились на поиски деревни Нижний Роман. Именно здесь, по мнению археолога, доктора наук В.Могильникова проходила битва между казаками под предводительством сподвижника Ермака, пятидесятника, есаула Богдана Брязги и народами, проживающими по Иртышу, Демьянке и Конде, за Демьянский городок, в котором, как указывается в Кунгурской летописи, и находился знаменитый идол народов севера – Золотая Баба. В битве за Демьянский городок участвовали 50 казаков, вооруженных огнестрельным оружием, против двухтысячного отряда противника, сражающегося с помощью луков и стрел. Этот городок располагался примерно в 40 километрах к северу от села Демьянского.
Долго осматривали берег в предполагаемом месте нахождения городка, но безуспешно. Зато нас ждал великолепный ужин: парни напекли блинов и приготовили очень вкусный борщ. Наш катер встал на прикол вместе с катерком рыбаков из Тобольска. Поздним вечером капитан Александр Панов отправил нам полное ведро карасей.
24 сентября высадились около бывшей деревни Мурза у большой кучи удобрений, смываемых в реку. От деревни остались ангар и старый дом. В двух домишках живут рыбаки, а на берегу стоит новодел: дом Дементьянова с постройками. Хозяин пообещал нам помочь в поисках Рачёвского памятника и дал телефон своего друга в селе Демьянском Сергея Калинина. На берегу нашли бляшку для упряжи лошади, относящуюся примерно к XIX веку, и фрагмент черной русской керамики.
После обеда пошли на село Демьянское, где экспедицию уже ждали друзья Дементьянова Сергей Калинин и Анатолий Слинкин. Они и повели исследователей к Рачёвскому металлургическому комплексу. Археологический памятник расположен на горе, куда очень трудно подниматься. Вначале идет спуск с горы и подъем на гору высотой метров 70. Комплекс состоял из 14 плавильных печей-горнов двух типов с углубленным и наземным основаниями. Основание первого представляло собой цилиндрическую яму диаметром 0,7-1,1 метра. Стенки ее были обмазаны толстым слоем глины. Сверху яму перекрывал глиняный купол, а в нижней части подводилось дутье от мехов с помощью глиняных трубок-сопелок. Горн заполнялся шихтой, состоявшей из слоев дробленной болотной руды, древесного угля и флюса, в качестве которого служили шлаки и кости. После завершения плавки купол горна разбирали, выгребали шлак и осевший на дно кусок губчатого железа – крицу. Затем крицу проковывали, после чего железо шло для ковки нужных изделий: ножей, стрел, тесел и так далее. В таких горнах выплавляли железо жители Рачёвского городища в XII-XIII веках. В XIV-XV веках использовались более совершенные наземные горны. По уровню развития техники металлургии и железообработки мастера таежного Обь-Иртышья стояли близко к уровню развития этих отраслей в Новгородской земле, хотя несколько уступали ему. В настоящий период Рачёвский археологический памятник полностью перекопан, и ничего не удалось обнаружить в отвалах раскопов.
В 7 часов вечера были уже у Малого Ярка, но из-за темноты не смогли обследовать берег. В 8 часов утра в субботу 25 сентября мы уже внимательно осматривали останец (высокое место), на котором находилось раньше поселение. На отмели нашли большое количество обломков русской керамики без рисунков, осколки штофа (стеклянной бутылки прямоугольной формы зеленого цвета), датируемого XIX веком. А самое интересное, что здесь мне посчастливилось найти голубую бусину. Точно такую же бусину археологи нашли во время раскопок в Солянском могильнике. Ольга Васильевна обнаружила замечательную находку – лепную керамику ручной работы, сделанную примерно на рубеже I и II тысячелетий нашей эры. Это фрагмент жаровни татарского типа, подобные изделия находили в Искере, бывшей столице Сибирского ханства, недалеко от города Тобольска, во время раскопок.
Спускаясь вниз по течению, мы не смогли подойти к берегу у села Солянка из-за низкого уровня воды в Иртыше и решили побывать там на обратном пути. Судно пристало у взвоза, не дойдя до деревни Ищик. Пришлось обращаться за помощью к главе Солянской администрации Н.А.Долговой. Она отправила к нам на помощь шофера на служебной машине, и мы быстро добрались до Солянского могильника. Этот археологический памятник расположен рядом со спуском к речке Дуванке. Хантыйский языческий могильник XVII-XVIII веков был раскопан в 1982 году. Большинство погребенных были похоронены с соответствующим погребальным инвентарем, который необходим умершим в загробном мире. Женщины хоронились в праздничной одежде с украшениями, а мужчины – с оружием и орудиями труда. На груди одного из погребенных была обнаружена прямоугольная костяная пластинка с вырезанным схематическим изображением фигуры человека – так называемая «яттарма» – вместилище души человека. Пластинка находится сейчас в хранилище в Тобольском музее. На кладбище росло раньше священное дерево остяков – ель. На нее вешали ленты, кусочки ткани, здесь молились богам. Это дерево очень хорошо помнит коренной житель села В.Я.Мокроусов. Время от времени сюда заглядывают черные археологи в поисках металла. Добычей одного из них, побывавшего здесь за несколько дней до нашего приезда, стала старинная монетка с дырочкой, служившая когда-то украшением для женщины.
После обеда пошли к Кошелёвской горе, чтобы проверить берег. Буквально сразу наткнулись на небольшой бивень мамонта. Надвигающаяся темнота заставила нас поторопиться, и мы продолжили свой путь. Плыли медленно, пропуская суда с баржами. Очень обрадовались, когда увидели огни ночного Увата. Вот и закончилась наша очередная экспедиция. Сколько интересных впечатлений, встреч! Сколько замечательных людей окружает нас! Без них нам бы не удалось осуществить поставленной задачи: проверить, в каком состоянии находятся археологические памятники на территории Уватского района. Мы только начали вести эту работу и надеемся, что она будет продолжена.
Директор музея «Легенды седого Иртыша»
Людмила Телегина