Настоящий подарок преподнесли уватцы своему родному селу в 390- летний юбилей. Огромное количество экспонатов декоративно- прикладного искусства, таких удивительных, волшебных и изящных вещей, сделанных с теплом и любовью, нам с большим трудом удалось разместить в трех выставочных залах музея. Свои работы представили учащиеся ДШИ и Уватской школы, мастера- умельцы и коллекционеры.
Официально выставка распахнула свои двери для посетителей 18 марта, но уже накануне женского праздника, 7 марта, один из залов принял первых гостей- активистов Уватского сельского совета ветеранов.
Любознательные могут совершить небольшой экскурс в историю, и узнать о том, что Уват, или "оват" на языке остяцком значит "мыс", а на тюркском - означает "межа, граница". А первые сведения об Увате относятся к 1629 году. В 1710 году в деревне Уватской проживало 40 семей. В 1903 году в селе Уватском в 67 дворах проживало 476 человек. В нём были церковь, министерское и приходское училища, пароходная пристань, хлебозапасный магазин, фельдшер. Насыщенным для истории села оказался XX век. Не обошли Уват стороной революционные события 1917 года и гражданская война. 7-я Тобольская дивизия белогвардейцев, отступавшая по Иртышу на 27 пароходах и 45 баржах, на подступах к Увату оказала упорное сопротивление Красной Армии. 14 сентября 455-й полк 51 дивизии под командованием В.К. Блюхера взял Уват. 16 сентября пароход «Карл Маркс» (баржа Водопьянов), направленный с разведкой по Иртышу, в 20 верстах к северу от Увата встретился с двумя пароходами «Алтай» и «Мария», был атакован и затонул недалеко от Сургутской переправы. Противник начал снова теснить полк. Колчаковцы на пароходах из Томска по Оби и Иртышу, переброшенные в район Увата, высадили десант у д. Максимовой (сейчас это село Алымка), примерно в 18 км. от с. Уват. Красные войска начали отступать. Белогвардейцы снова оказались в Увате. Они вывели захваченных пленных красноармейцев на берег и расстреляли их, а тела сбросили в реку. Второй раз Уват был освобожден лишь 6 ноября 1919 года. Найденные тела красноармейцев были похоронены в братской могиле, которая находится на площади Славы. Также на этой площади установлен памятник землякам - уватцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны и мемориал воинам Афганской и Чеченской кампаний.
В 1930 году повсеместно по всей России начинают закрывать церкви и снимать колокола. После того как были сняты колокола с Уватской церкви (она была построена в 1824 году), помещение отдали под клуб и до настоящего времени здесь находится дом культуры. Но времена меняются. Меняется и наше отношение к своей культуре. Восстанавливаются по всей стране храмы, и к 1994 году местная православная община получила замечательный подарок – Свято - Ильинскую церковь в деревянном исполнении.
Нина Морозова подарила уникальную возможность посетителям выставки одновременно увидеть культовые сооружения, которые некогда украшали села Уватского района: Храм Спаса Нерукотворного, а также церкви- В честь Сошествия Святого Духа (с. Алымка) и Свято – Ильинская- выполнены из соломки, Храм в честь Успения Божией Матери и дом культуры (Храм Спаса Нерукотворного 190 лет спустя) - из бересты, Храм «Благовещенье»- из пера.
Традиционный для нашей местности материал- дерево - представлен в виде резных панно, тарелок, разделочных досок, чашек, светильника. Житель села Владимир Лаптев не только занимается любимым делом для души, но и может выполнить изделие на заказ. А вот учащиеся Уватской средней школы Алексей Киреев и Антон Кунгуров, Александр Дубровин и Иван Чукомин, Ярослав Мальцев и Денис Прясин только начинают делать первые шаги искусстве резьбы по дереву.
Дмитрий Долинин на суд посетителям представил свои фирменные кованные изделия. Оригинальные подсвечники создают атмосферу уюта и переносят в эпоху средневековых замков.
Для женщин сложно себе вообразить, что-либо более увлекательное, спокойное и продуктивное, чем вышивание крестиком. Если раньше, в давние времена, вышивка несла в себе защитную, обережную функцию, то сейчас это предметы декора. «Тройка лошадей» Валентины Белкиной и «Лошадь с жеребенком» Татьяны Антоновой кажутся настолько естественными, что хочется прикоснуться к ним и слегка погладить.
В последнее десятилетие пришла мода на бисер. Зинаида Баклаева им вышивает иконы, Ирина Ковкова и Надежда Самоловова, Галина Грошевая и Тамара Корикова применяют его при плетении. Работы из бисера очень яркие, поражают своей красотой и мастерской точностью.
Рукодельные техники совершенствуются день ото дня. Для искушенных мастериц появилось новое направление в творчестве- алмазная вышивка или алмазная живопись, мозаика, раскраска стразами- искусная вышивка без иглы и ниток. Благодаря уникальной фактуре готового шедевра и безупречной точности исполнения, техника получила свое «ювелирное» название.
Алмазное искусство пришло к нам с Востока и со стремительной силой завоевывает сердца рукодельниц. Среди ценителей драгоценных панно оказались и Уватские мастерицы Елена Тамарова и Лидия Захарова.
Еще одним из популярных в последнее время видов рукоделия является плетение из газетных трубочек. В умелых руках мастера груды скопившихся газет и прочей макулатуры превращаются в сырье для создания эффектных плетенных шедевров. Анастасия Щепкина, Светлана Вторушина и Галина Добрусева создают уникальные предметы для украшения дома: корзинки и кувшины, вазы и сундуки.
С бумагой работает и Наталья Сайфулина. Но для изготовления гигантских ростовых цветов мастер использует яркую гофрированную бумагу.
Не устают удивлять посетителей и любительницы вязания. На выставке представлено огромное количество вязаных изделий. Это разнообразные детские вещи от Веры Мясищевой и стильные кардиганы Надежды Кудриной, ажурная шаль Светланы Ковалевой и модная накидка Глафиры Шаламовой, коврик и прихватка для кухни с теплотой и любовью связанные Аленой Ковалевой.
Нашлась в Уватском сельском поселении и любительница лоскутного шитья. Лоскуточек к лоскуточку и у Людмилы Суриковой появился комплект для летней зоны отдыха- чехлы на пуфы и накидка на качели, а из старых мужских галстуков- оригинальные декоративные наволочки.
В каждом из нас живут приятные воспоминания о беззаботном детстве, о любимых игрушках, о мечтах иметь не такую, как у всех, куклу. Работы Любови Кузнецовой и её дочери Анастасии Токаревой, Яны Татарниковой и Виктории Алексеенко, Ирины Мусихиной и Елизаветы Долининой, Максима Стерхова и Елены Дубровиной, Анастасии Кошкаровой- эксклюзивны. Полотняные и глиняные, вязанные и в технике папье- маше- игрушки в самых разных техниках исполнения привлекают не только детей, но и взрослых. Глядя на них в голове возникают картинки из далекого детства.
Татьяна Захарова и Анна Самоловова занимаются коллекционированием. Татьяна уже не раз становилась участницей выставок (в том числе и персональных), проводимых музеем «Легенды седого Иртыша». Многие посетители помнят ее коллекции колокольчиков, тарелочек, чайных принадлежностей. А сейчас у жителей и гостей районного центра есть уникальная возможность познакомиться еще с двумя видами коллекционирования- диджитабулизм (коллекционирование наперстков) и филоботия (коллекционирование обуви). Анна увлекается нумизматикой. На выставку она представила часть своей коллекции- монеты и бумажные деньги разных стран.
Любители живописи могут познакомиться с творчеством молодого, но очень перспективного художника Надежды Гончар. Также изобразительное искусство представлено картинами преподавателя ДШИ Лауры Катаргуловой и работами воспитанников Детской школы искусств. Юные дарования в своём творчестве используют различную технику и материалы: батик (Яна Ламбина), витраж на стекле (Алиса Романова и Александра Захарова), акварель (Анастасия Разинкова и Вероника Гореванова, Екатерина Поспелова и Анита Крамарчук), акрил и гелиевые ручки (Александра Захарова).
По-особому видят мир Алексей Низамов и Галина Самоловова. Они смотрят на него через призму фотообъектива. Ничего не ускользнет от опытнейшего взгляда Алексея Андреевича- ни «Последний штрих», ни «Озеро в лесу». А с какой любовью и нежностью раздаривает фотокомплименты Галина Ивановна своим родным и близким, друзьям и соседям, односельчанам!
На выставке «Из провинции с любовью… Уватское сельское поселение» представлено более 800 работ декоративно- прикладного и изобразительного творчества. Также ценители могут познакомиться с творчеством уватского поэта Валентины Барнышевой. Она прославляет свой родной край через красоту стихотворных строк.
Более подробно познакомиться с увлечениями уватцев вы сможете, посетив выставку в музее «Легенды седого Иртыша», которая будет работать до середины мая.
Ольга Бронникова
АУ "Краеведческий музей Уватского муниципального
района "Легенды седого Иртыша"