Главная

Приглашаем в гости к нам…

С 18 сентября в районном краеведческом музее «Легенды седого Иртыша» открылись 2 новые выставки: «Мир увлечений Юлии Кулаковой» и «Коллекция кружек Софьи Юсуповой».

Чего только не коллекционируют люди! Монеты и боны, марки и конверты, посуду и утварь, картины и значки, тарелочки и колокольчики, обувь… и, даже- ретроавтомобили.

 

Уватские школьницы Юлия Кулакова и Софья Юсупова тоже вот уже несколько лет увлечены коллекционированием. Юля собирает пуговицы, ручки, карандаши, точилки и ластики, а Софья- кружки. От такого «богатства» разбегаются глаза!

Пуговица, пуговка, пугва, пугалка. Казалось бы, обычный предмет и что в нем может быть привлекательным? А вот филобутонисты, или коллекционеры пуговиц, очень много интересного и увлекательного могут рассказать об «одежкиной застежке».

Помните знаменитый скетч Аркадия Райкина о выдающейся роли пуговицы в костюме? «На чем держатся брюки у секретаря райкома?» - вопрошал его герой. Ну, конечно, на пуговице. И действительно, эта самая крошечная деталь одежды на протяжении веков была и остается значимой составляющей нашего облика.

Начало «эпохи пуговиц» затерялось в глубокой древности. Самые ранние «одежкины застежки», которые напоминают пуговицы, датируются третьим тысячелетием до н.э. Можно предположить, что изобретение этого полезного приспособления принадлежит восточным народам, обитавшим по берегам Инда. Именно в тех краях археологи обнаружили самую- самую доисторическую пуговицу. В назначении данного раритета сомнений не возникло: древняя штуковина даже имела пару дырочек для пришивания. Ну, а в Европе первыми использовать пуговицы начали древние греки. Их воины еще почти 2500 лет назад стали использовать такие застежки для ремней на своих «мундирах».

Из чего только не делали пуговицы в разные эпохи: из прессованного картона, дерева, кожи, драгоценных и полудрагоценных камней, перламутра, керамики, стекла, металла, гуттаперчи, целлулоида, бамбука, рогов и копыт и т.д. В ХIХ веке появились застежки, изготовленные по античным мотивам, украшенные миниатюрами на эмали, золотом и серебром.

В Россию мода на них пришла вместе с реформами Петра I. Тогда использовали в основном обтяжные пуговицы, оплетенные шелковой и серебряной нитью, парчой и золотой канителью. Часто этот аксессуар обтягивали той же тканью, из которой была сшита одежда, и затем украшали вышивкой. Были они довольно дороги, поэтому нередко пуговицы перешивали с одного наряда на другой.

В Англии в ХVIII веке пуговицы, украшенные камеями из голубоватого фарфора, стала выпускать знаменитая фарфоровая мануфактура Веджвуд. Викторианская эпоха внесла свою лепту в стилистику дорогих застежек, украшающих одежду аристократии. Доподлинно известно, что королева Великобритании и Ирландии Виктория (1837-1901), носившая долгие годы траур по своему супругу принцу Альберту, «ввела в моду» черный цвет и, следовательно, черные пуговицы. Для нее они были сделаны из гагата, массовая же продукция производилась из черного стекла и тоннами вывозилась из Богемии. Поверхность пуговиц украшали серебряным люстром, использовали также комбинации стекла с перламутром, латунью и сталью.

Сейчас пуговицы- обычная фурнитура, массово выпускаемая сотнями предприятий. Есть, конечно, эксклюзивные и редкие экземпляры из драгоценных материалов, но это скорее исключение. А буквально всего несколько веков назад пуговицы были символом статуса, богатства их обладателя. Они входили в приданное, передавались по наследству и прятались в кладах. Форма, материал изготовления, дизайн отражают историю каждой эпохи.

Филобутонистическая коллекция Юлии Кулаковой насчитывает 615 экземпляров форменных, мундирных, а также бытовых пуговиц квадратной, треугольной, цилиндрической и шарообразной форм.

Интересна для посетителей будет и коллекция письменных принадлежностей юной жительницы районного центра. А это ни много ни мало более 90 карандашей, 334 ручки, 123 точилки и 155 ластиков!

Кому из нас не знаком с детства карандаш. А какова же история этого любимого всеми инструмента для рисования, где и когда она началась?

Потребность в инструментах для письма появилась у человека с древних времен. Прообразом карандаша можно считать стилос, которым в Древнем Риме делались отметки на пергаменте или папирусе. Позже стилосом писали на восковых табличках. Стилос - это тонкий стержень из свинца, олова, дерева, другого металла. Если материал, из которого делали стилос не писал, надписи им просто царапали.

В XIII веке стали пользоваться свинцово-цинковыми и серебряными палочками, которые представляли собой кусок проволоки. Их хранили в футляре, иногда припаивали к ручке. Этим инструментом, получившим название «серебряный карандаш», пользовались великие мастера графики Дюрер, Ботичелли. Надписи, сделанные таким карандашом невозможно было стереть, а серые штрихи со временем становились коричневыми. В XIV столетии появился еще один вид карандаша - «итальянский». Стержень такого карандаша был изготовлен из черного глинистого сланца. Позже его делали из жженой кости, растертой в порошок и смешанной с растительным клеем для скрепления. Кстати, художники и сегодня нередко используют итальянский карандаш. Правда, состав стержней усложнился. Происхождение слова «карандаш» ученые связывают с турецким karatas, что означает «черный сланец» и с тюркским karadas, что переводится как «черный камень».

XVI столетие ознаменовалось многими открытиями, среди которых было и появление графитовых карандашей.

История началась с того, что в середине XVI века в Камберленде, на северо-западе Англии, пастухи нашли крупное месторождение неизвестного ранее минерала черного цвета. Вначале они решили, что это новая порода угля, но он не горел. Позже решили, что это может быть свинец из-за его металлического блеска. Это предположение тоже оказалось неверным - найденная порода не плавилась, не годилась для изготовления пуль и была заметно легче свинца. Зато кусочки найденного графита оставляли четкий след. Местные крестьяне, вырезая из графита палочки, метили ими своих овец.

Прошло несколько десятилетий - и появился карандаш, в котором тонкий графитовый стержень заключён в деревянный футляр, чтобы не сломался. Кстати, русское название двух склеенных половинок карандашного футляра (обычно из кедрового дерева) – обжимки.

В семнадцатом веке графит свободно продавали в лавках. Покупатели, в большинстве своем рисовальщики, стали зажимать графитовую палочку между кусочками дерева, для прочности обматывали нитками, бечевкой из кожи. Конрад Геснер в трактате о минералах 1565 г. первым описал карандаш из графита, вставленный в дерево. В документах от 1683 года встречается упоминание о первых деревянных карандашах. В этот же период появился и «парижский карандаш» из черной сажи, смешанной с белой глиной.

Выпуск деревянных карандашей в России организовал М.В. Ломоносов в одной из деревень Архангельской губернии. Он ввел в обиход понятие «гросс», что по сей день является мировой единицей измерения карандашей, равной 144 штукам. Именно такое количество карандашей по подсчетам Ломоносова должны были делать в день мастер с подмастерьем (взамен того, что раньше один карандаш делали пять дней).

В 1846 году французский коммерсант Жан-Пьер Алибер, прослышав, что в Сибири можно найти золото, отправился в Россию. Золота он не нашёл, но близ границы с Монголией, на горе Ботогол, в отрогах Саян, обнаружил залежи чистого графита (там его добывают и сейчас). Образцы, посланные в Санкт-Петербург, были признаны геологами Академии наук по качеству не уступающими старым английским, а Академия художеств дала заключение, что это прекрасное сырьё для карандашей, даже лучше исчерпанного английского графита.

С разрешения русского правительства Алибер начал добычу графита, продавая его в основном немецкой фирме «Фабер-Кастелл», лучшему тогда производителю карандашей. Так российское сырьё стало «начинкой» для немецкой продукции.

В середине XIX века карандаш приобрел еще одну, шестигранную форму, столь привычную для нас сегодня. Ее предложил Лотар фон Фабер-Кастелл, наблюдая, как цилиндрической формы карандаши часто катятся с гладкой поверхности. И вот уже более двух сотен лет не меняется вид и принцип работы простого карандаша в деревянном обрамлении.

Карандаш - одно из самых простых и гениальных изобретений человечества. Ежегодно карандашные фабрики со всего мира производят порядка 15 миллиардов карандашей.

Оказывается, обыкновенные стандартные фабричные карандаши могут стать предметом интереса, ведь они нередко отличаются весьма привлекательным дизайном! Кроме того, они зачастую отражают изменения в мировой истории и экономических тенденциях. Так, воссоединение Германии повлияло на дизайн карандашей: если до этого события на них было написано "Восточная Германия", то после - просто "Германия".

В свое время, до появления перьевых ручек, карандаш был наиболее удобным средством письма. Ему не нужны были чернила и прочие расходники, ширина линии легко менялась наклоном прибора… Да много еще чего, что отличало карандаш от чернильницы и пера, в том числе и необходимость постоянной заточки. Сначала карандаши точили с помощью ножа, затем появились привычные нам ручные точилки (стружилки), ну а затем, в масштабах фабрики или офиса появились полуавтоматические и автоматические заточные приборы.

Первый патент на изобретение точилки взял французский математик Бернард Лассимон в 1828 году. Электрические автоматы же появились лишь в 1917.

В коллекции Юлии Кулаковой каких только не представлено точилок, верных подруг карандаша. Это и самые простые, и механические, в виде фигурок животных, фруктов, растений, различной техники и гаджетов.

В тесном тандеме с карандашами находятся ластики. Первооткрывателями ластика смело можно считать ацтеков и народы майя. Жители Южной Америки обнаружили массу полезных свойств белого латекса, который вырабатывало вечнозеленое растение гевея. Туземцы называли его «плачущим деревом», а выделяемую ими смолу - «слезами Каа-о-чу». Белый латекс они использовали для крепления к телу украшений и изготовления посуды.

В 1751 году путешественник и математик Шарль Кондамин привёз каучук в Европу. А спустя почти два десятилетия, 15 апреля 1770 года, британский ученый-естествоиспытатель, священник, философ, теолог Джозеф Пристли, вошедший в историю прежде всего, как выдающийся химик, открывший кислород и углекислый газ, - в своем дневнике сделал запись, что он обнаружил материал, который идеально подходил для стирания надписей карандашом на бумаге. Пристли назвал его «резиной» (rubber).

Кстати, в честь данного события 15 апреля отмечается международный неофициальный праздник День стирательной резинки.

До XVIII века карандашные надписи стирали разными материалами, самым распространённым из которых был хлебный мякиш Токийский студент эпохи Мэйдзи (1868-1912) сказал: «Хлебные ластики использовались вместо резиновых, и нам их давали без каких-либо ограничений по количеству. Поэтому мы могли, не задумываясь, есть их, чтобы хотя бы немного утолить голод».

Со времен ацтеков и майя ластик приобрел множество обличий.
Сейчас их делают не только из каучука, но и пластика, и винила. Есть ластики, способные стирать следы не только от карандаша или ручки, но даже от туши и перманентных маркеров! А стирашка с забавным названием «клячка» предназначена для осветления угольных и пастельных рисунков.

В арсенале у Юли ластики разные: большие и маленькие, твердые и мягкие, обычные и профессиональные, качественные и декоративные. Эти стирательные резинки, «стёрки», выполнены в виде своеобразных канцелярских гаджетов, объединяющих в себе функции ластика и головоломки- пазла, а также в форме миниатюрных копий различных предметов от продуктов питания, фруктов и овощей до детских игрушек и автомобилей.

Еще одним объектом коллекционирования для уватской пятиклассницы стали ручки. У нее есть ручки в виде животных и насекомых, овощей и цветов, помады и оружия - всего не перечислить. Они сделаны из дерева, пластика, резины, металла. А про ручки с самыми разными наконечниками- фигурками и говорить нечего - глаза просто разбегаются.

Учащаяся 11 класса Софья Юсупова еще в 7-летнем возрасте увлеклась коллекционированием кружек и сейчас в ее собрании 46 экземпляров. Высокие и приземисто- низкие, с пузатыми боками и художественной росписью, темные и светлые, с диковинными рукоятками и причудливым орнаментом, забавные хулиганы и горячие влюбленные и ещё много самых разнообразных моделей украшают ее коллекцию.

Вот так наши увлечения делают жизнь ярче и интереснее и способствуют познанию неизведанных ранее вещей. Как правило, сами коллекционеры относятся к нескучным людям с множеством любимых занятий. Например, наши героини очень любят рисовать и их работы неоднократно выставлялись в музейных выставках. В свои одиннадцать лет Юля Кулакова, помимо коллекционирования, увлекается еще и пением. Софья Юсупова- лидер волонтерского движения Увата, отличница в учебе и просто любящая, заботливая дочь.

Дорогие жители и гости районного центра, приглашаем вас посетить выставки «Мир увлечений Юлии Кулаковой» и «Коллекция кружек Софьи Юсуповой» ежедневно, кроме субботы, и окунуться в волшебный мир коллекционирования.

 

 

О. Бронникова,

 сотрудник АУ «Краеведческий музей

Уватского муниципального района

 «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Виртуальные туры

Детский телефон доверия

Детский телефон доверия 8-800-2000-122

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении