История музейного экспоната 14+
Фондовые коллекции районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша» разнообразны и богаты. В хранилищах музея размещено немало любопытных предметов, имеющих необычные истории. Многие из них овеяны многочисленными легендами и хранят память о своих бывших владельцах, так как многие из экспонатов являются дарами. Каждый экспонат достоин внимания и по-своему интересен.
В данной статье мы постараемся раскрыть смысл жизни экспоната, рассказать о его важности. Мы надеемся, что музейные предметы заживут новой жизнью и раскроют вам удивительные истории.
Прялка пришла к нам из далекой древности. Прядение пряжи было исконно женским трудом: мастерил и расписывал прялку мужчина (отец – для дочери, жених – для невесты), но пряли только женщины. Причем осваивать это ремесло начинали сызмальства, чтобы успеть собрать себе приданое к свадьбе. Осенью, когда завершалась уборка льна и заканчивалась пора других сельскохозяйственных работ, начинался сезон прядения и продолжался вплоть до марта. Собравшись в избе, пряхи устраивали посиделки – запрядки, во время которых свой монотонный труд они скрашивали песнями, сказаниями. Казалось бы, в прядении не было ничего сложного, но, как и в любом деле, существовали свои тонкости: если сильно потянешь нить – она оборвется, если слабо – будет толстой или неровной. Процесс был очень трудоемким: двадцать тысяч метров пряжи было необходимо, чтобы изготовить пятнадцать метров полотна! Обычно использовали ручную прялку, которая имела элементарное устройство. Она могла быть целиком вырублена из березового пня или иметь составную конструкцию. К вертикальному стоячку с лопастью прикалывалось льняное волокно (использовали также коноплю, шерсть), а сам он крепился к донцу – горизонтально расположенной дощечке, на которую садилась пряха. Принцип устройства был одинаков, но вариантов украшения было не сосчитать – ни одна прялка не повторяла другую. Считается, что почти все виды русской народной росписи по дереву пришли к нам с прялок. Здесь были и растительные мотивы, и символы солнца, и удивительные птицы, и длинноногие кони. Часто встречались резные прялки, многие содержали дарственные надписи, советы, поучения.
В нашем музее можно увидеть традиционные ручные прялки с донцем, принадлежавшие когда-то жителям Уватского района. Когда-то она была предметом гордости своей хозяйки, свидетелем рождений и свадеб, радостей и горестей, сопровождавших жизнь русской женщины.
Многие предметы старины, хранящие в себе интереснейшие тайны, память о прошлом, людях, ушедших от нас в лучший мир, находят себе приют на чердаках и в кладовках, на антресолях и в бабушкиных сундуках. Некоторые из них обретают свой новый дом в музее.
Такова судьба веретен, переданных земляками в музей. Веретено – небольшое деревянное приспособление, предназначенное для прядения и служившее основой для наматывания нити. Его форма и размеры были выверены столетним опытом существования прядения как ремесла. Чем меньше и тоньше было веретёнце, тем тоньше получалась пряжа. Оно позволяло равномерно скручивать нить. Наши прабабушки расчесывали колючими щетками шерсть, лен, привязывали к верхнему резному концу прялки получившуюся кудель и ловкими движениями вытягивали из неё нитку. Искусству прядения девочка обучалась с ранних лет. Поначалу веретено норовило выскочить из детских ручек и освободиться от наверченной на него пряжи. Ссученная нить получалась разной толщины и годилась только на носки или варежки, но со временем удавалось сладить с непослушным веретёнцем, приобрести необходимое мастерство. Веретено и нить – символы жизни и непрерывности времени – присутствовали в ритуалах и верованиях многих народов. Например, восточные славяне почитали богиню мудрости и рукоделия, вечную ткачиху и пряху – Макошь, одним из символов которой было веретено. Среди русского народа веретено исстари считалось магическим предметом, защищающим от сглаза, нечистой силы. Во время грозы его выносили из избы во двор для защиты от молнии. Знахарки кололи острым концом веретена больного или клали в воду вместе с ножом для наговора воды на лечение. Веретено с секретным пазом, в который помещали полудрагоценные или драгоценные камни, применяли, чтобы уберечь дом от негативной энергетики. Прятали его высоко над притолокой входной двери, чтобы никто не мог достать. Сегодня уже далеко не все знают, как выглядит веретено. А ведь когда-то оно было в каждой крестьянской избе, занимало важное место в обрядах и верованиях.
За многовековую историю человечества часы претерпели довольно много различных метаморфоз – от простейших солнечных до сверхточных атомных. С развитием науки часовой механизм усложнялся, а точность хода повышалась.
В годы Великой Отечественной Войны в приоритете, помимо точности, была практичность, поэтому созданный в 1943 году по приказу Народного комиссара миномётного вооружения СССР Сердобский часовой завод изначально выпускал довольно скромный ассортимент часов: миниатюрные будильники и настольные часы. В 50-е годы ХХ века на заводе начали выпускаться часы с боем и кукушкой, часы-ходики, даже часы с подвижными глазами кошки, нарисованной на циферблате. Десятилетием позже было освоено производство более точных электронно-механических моделей. Продукция небольшого городка Пензенской области прославила его не меньше, чем его знаменитые уроженцы: изобретатель П.Н. Яблочков и певица Л.А. Русланова. Слава Сердобского часового завода гремела на всю страну. Часы с кукушкой в советскую эпоху считались непременным символом достатка. Свыше миллиона экземпляров были отправлены на экспорт в 44 страны мира. Многие знаменитости получали в подарок именно сердобские часы. Их мерное тиканье создавало неповторимое ощущение уюта и покоя в доме.
Плетение корзин – одно из древнейших ремёсел: наши предки научились изготавливать плетёные изделия намного раньше, нежели керамику и ткани. Корзины имели разнообразные формы и широко использовались в повседневной жизни. Без этих универсальных плетёных ёмкостей трудно представить себе быт русского крестьянина. Они были незаменимы при сборе ягод, грибов, овощей, орехов, переноски и хранения различных продуктов, а также предметов домашнего обихода. В корзинах женщины носили на речку полоскать бельё. С ними отправлялись в дальнюю дорогу. Плетёное лукошко при бережном обращении могло служить много лет. Для изготовления плетеных изделий использовали различные материалы: берёсту, древесные ветви, сосновую лучину (дранку). Но всё же самым популярным материалом среди ремесленников был ивовый прут. В старину источником сырья служили естественные заросли ивы. Для работы заготавливали гибкие однолетние или двухлетние побеги без листьев и ответвлений. Плетением корзин занимались обычно в зимнее время. Особых мастерских не было, как правило, работали в доме. Производством плетёных изделий занимались в основном мужчины, женщины плели корзины только в единичных случаях. Почти каждый крестьянин владел простейшими приемами плетения и мог при необходимости изготовить нужную в хозяйстве вещь. Искусные ремесленники делали корзины на любой вкус и не только для себя, но и на продажу, украшали изделия узорами из окрашенных прутьев. Такие предметы имели уникальный стиль, хранили тепло рук умельцев, вложивших в них душу. В музее «Легенды седого Иртыша» можно увидеть традиционные полукруглые корзинки из ивовых и черёмуховых прутьев. Плетеные помощницы много лет исправно служили людям, а теперь занимают достойное место в коллекции предметов русского быта нашего музея.
Вкус домашнего сливочного масла ни с чем не сравнить, а если сбивали масло родные руки, этот вкус из детства становится просто незабываемым. Сколько труда и времени нужно было женщине, чтобы вручную сбить масло. А ведь этот трудоемкий процесс всегда был исключительно женской работой. В нашем музее в экспозици можно увидеть ручную деревянную маслобойку, которую многие могли видеть у своих бабушек. Цилиндрическая основа, изготовленная в бондарной технике, ножки у основания, крышка, прямоугольная рама и ручка – вот и все детали устройства. Однако, этот просто устроенный агрегат позволил хозяйкам в разы облегчить свою работу в отличие от взбивания сливок толкушками, ложками и прочей кухонной утварью. На Руси считалось, что самое вкусное масло получается в бочонке из липы, хозяйки экспериментировали со взбиваемой основой, сквашивали её, добиваясь разной степени «солености» масла. С развитием производства отпала необходимость в трудоемком домашнем изготовлении масла. Но деревянная маслобойка и сегодня напоминает о себе каждому из нас – в начале ХХ века она стала прообразом для создания стиральной машины.
В настоящее время трудно представить, как наши бабушки обходились без утюга. Ведь всем знакомый нам прибор появился не так давно. А до этого бельё не гладили – его разминали, раскатывали. Процесс «раскатки» проводился с помощью инструмента с интересным названием «рубель» и обычной скалки. Рубель – это доска из твёрдых пород дерева прямоугольной вытянутой формы с рукояткой на конце. На одной его стороне находились поперечные зазубрины, а другая могла быть украшена затейливой резьбой или растительным орнаментом с жар-птицами.
Свежевыстиранное на речке белье накручивали туго на скалку, на которую сверху укладывали рубель зубчатой стороной вниз и, с силой прижимая, прокатывали им по скатке несколько раз. Современный утюг и не справился бы со старинными тканями: изготавливались они вручную, в основном, изо льна, и были грубыми, жёсткими. Рубель не только удалял складки на одежде, но и делал ее мягче. После раскатки даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, из него удалялись, «выжимались» последние загрязнения. Отсюда и пословица: «Не мытьем, так катаньем». Чтобы «погладить» бельё, необходимо было много времени и усилий. На это уходил целый день. Раскатка – дело не для слабых изнеженных барышень! Говорят, по тому, как невеста гладила, решали, готова ли она пойти замуж: если одной рукой – девушка сильная и станет настоящей хранительницей домашнего очага, а если двумя – то слабенькая и посидеть ей в девках еще нужно, набраться опыта и сноровки. Часто такие вещи, как рубель, передавались из поколения в поколение.
Был толстяк когда-то в моде, славу заслужил в народе. Выдыхая жаркий пар, чай готовил… Ну, конечно, САМОВАР.
И сейчас детям не составит труда разгадать эту загадку, хоть используется по прямому назначению самовар нечасто. И всё же он, безусловно, остаётся важной частью национальной культуры: это символ русского быта, завсегдатай сувенирных лавок, обязательная деталь иллюстраций в сборниках народных сказок. Тем удивительнее факт, что ставший нам родным самовар прибыл из-за границы и оказался в стране стараниями императора Петра I, который приметил этот «чудо-чайник» во время визита в Голландию. Первая русская «чайная машина» была сделана из меди и появилась на Урале в середине XVIII века. Много фабрик в те годы было создано в Туле, которая до наших дней величается самоварной столицей России. Этот регион, расположенный недалеко от Москвы, славился внушительными запасами железной руды. Немало здесь обосновалось самоварных дел мастеров. Со временем медная утварь становилась все более доступной для населения, и возникла настоящая конкуренция в борьбе за потребителя. Изготавливались самовары разных форм и размеров, с чеканкой и гравировкой, с причудливыми ручками. Владельцы фабрик, чья продукция получала медали на выставках, провозглашались «самоварными королями». Таким был и Степан Федотович Баташев, тульский оружейник, переквалифицировавшийся в купцы и открывший фабрику по производству самоваров. Однако, когда в 1861 году фабричные цеха сгорели, Баташев скончался от приступа, и восстанавливать производство пришлось его сыновьям Александру и Василию, одному из которых было 19 лет, другому – 13. Усердным трудом братьям удалось возродить дело отца. Громадная территория, корпуса с новейшим оборудованием, нефтяные и электрические двигатели – не было в Туле равных фабрике наследников Баташева. Без их самоваров не обходилась ни одна выставка в стране, да и за рубежом доводилось получать медали и дипломы за свою образцовую продукцию.
Замки и ключи – ровесники ранних цивилизаций. Как только у людей возникла частная собственность, появилась необходимость её охранять, защищать, прятать от любопытных глаз и слишком проворных рук. Удивительно, но замки были изобретены примерно одновременно как на Западе, так и на Востоке – в Египте и Китае. Они изготавливались из разных материалов, отличались способом запирания-открывания, но цель была одна – сохранить имущество хозяина. С течением времени замки и ключи менялись, становились все более сложными. Для повышения надежности мастера стали делать в бородке ключей фигурные прорези, а в замке – дуги и полуцилиндрические детали с выступами – так называемый «секретный барабан». Пройти в скважину и сдвинуть засов мог только ключ с определенной формой выемок. В старину всякий предмет имел не только практическое, но и сакральное значение. Ключи могли быть украшены орнаментом в виде солярных символов, знаков грома, ромбиков и кружочков, символизировавших вспаханное поле. Кроме того, ключи были олицетворением богатства, ведь они имелись только у тех, у кого было что и от кого запирать. Такие ключи использовались в навесных замках амбаров, лабазов и других хозяйственных строений. Сегодня ключи, как и замки, представляют собой сверхсложные устройства с электроникой, сложными лазерными нарезками, но эти стандартные изделия мало привлекают наше внимание – нет в них той живой неповторимости произведений русских кузнецов-замочников.
Швейные машинки появились только во второй половине 19 века, и все это время одежду шили вручную. Для удобства использовали специальное приспособление – швейку. Швейки изготавливались трех типов – первый крепился к столу и имел подушечку для фиксации ткани. Второй вместо подушечки был снабжен стальным зажимом. Ножки и металлические детали таких швеек обычно изящно украшали. Третий тип швеек не крепился к столу и изготавливался из дерева. Это были преимущественно крестьянские швейки, изготовленные по аналогии с прялкой-донцем. Вместо лопасти для пряжи в ножку вбивали гвоздь, на него привязывали кусочек ткани в виде ленты. К этой ткани крепился кусок материи, который и сшивался с другим. Ножка швейки вытачивалась на токарном станке, крепилась в паз донца при помощи деревянной шпонки. Женщина садилась на донце швейки для придания ей большей устойчивости.
Техника изготовления берестяной утвари несложна, поэтому в старину любой крестьянин мог сделать необходимые в хозяйстве предметы. Береста - легкодоступный материал, использовалась в разных сферах деятельности северного жителя. В домашнем хозяйстве широко использовались туеса и короба, береста давала вторую жизнь глиняной посуде. При изготовлении рыболовной снасти рыбаки использовали берестяные поплавки и грузила, для неводов плели даже берестяные веревки, которые не гнили и могли служить до 30 лет. Охотники ходили в лес с кошелем на спине, а уж берестяная корзина в лесу – вещь незаменимая. В музее можно увидеть традиционный берестяной пестерь.
Прямоугольный короб из переплетенных полосок бересты с откидывающейся крышкой снабжен веревками для ношения через плечо. С такой ношей удобно было ходить в лес и нетрудно починить в случае поломки. Уватский район с давних пор богат разнообразием изделий из бересты. А пестери до сих пор плетут из узких берестяных полосок в виде большой заплечной сумки. Однако теперь они ценятся, в большей степени, как сувениры.
Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»