2021 год в Тобольске был объявлен годом Семёна Ульяновича Ремезова. Это выдающийся деятель русской культуры конца 17 – начала 18 вв.
Семья Ремезовых была известна в городе с 1628 г. Дед его был дворовым патриарха Филарета в Москве и был сослан в Тобольск, видимо, за какие-то проступки. Он пользовался доверием местных воевод и часто выполнял их ответственные поручения.
Отец ученого Ульян Ремезов так же всю жизнь провел на государственной службе. Административные и производственные навыки унаследовал от своих предков и Семен Ульянович, родившийся в 1642 г. Известно, что в 1668 г. он служил казаком в Ишимском остроге. В 1682 г. был поверстан в дети боярские. В период своей службы он собирал оброчный хлеб с прииртышских крестьян, занимался винокурением, организовывал государственную рыбную ловлю.
Славу Семёну Ульяновичу Ремезову принесла его многогранная научная деятельность. Он был первым сибирским историком и этнографом, градостроителем и картографом. Начиная с 80-х годов 18 в., Ремезов по приказу воевод составлял планы и чертежи сибирских земель и городов. Основным картографическим трудом его явилась «Чертёжная книга» Сибири, содержащая 24 карты и 18 городских чертежей. Ему же принадлежит первый русский географический атлас «Хорографическая чертёжная книга», выполненная на 175 листах. Ремезов — автор знаменитой «Истории Сибирской», известной больше как летопись, и ряда других произведений: «Уподобление Сибирские страны», «Чудесная статья подобие града Тобольска», «История Тобольска града...», «Описание Сибири», «Победа на Кучума-царя», «Градъ Тоболескъ».
Однако в родном крае С. У. Ремезов известен больше как архитектор и строитель Тобольского кремля. «Каменный город» строился по указу Петра I. Строительство было вызвано не столько заботами военного порядка, сколько стремлением обезопасить сибирский административный и торговый центр от пожаров, периодически и беспощадно пожиравших город. Не маловажную роль сыграло желание придать городу на Иртыше импозантный вид, достойный статуса сибирской столицы. В 1697—1698 гг. Ремезов составил смету и чертежи «каменному городовому строению». Вместе с ним над «росписью» трудились еще 13 человек, в их числе строитель Софийского собора Гаврила Тютин. Сметная стоимость кремля составила 44245 руб. 9 мая 1770 г. «по молебном соборном пении» было заложено первое здание — приказная палата. Строили 200 человек: 60 каменщиков, 90 детей казачьих и 50 ссыльных. Свыше 1000 человек было занято на заготовке и транспортировке строительных материалов в самом Тобольске, Тобольском, Тюменском и Верхотурском уездах. Через полтора года основные работы по возделыванию приказной палаты закончились. Двухэтажное 15-метровой высоты здание палаты до нас не дошло: через некоторое время его разобрали в связи со строительством наместнического дворца. Последующее строительство кремля пришлось на 18 век.
За 50 лет до Ломоносова Ремезов говорил об огромных богатствах недр Сибири. Восхищаясь ими, он сожалеет, что освоение их ещё «неразумно сибирякам», а «иноземцам незнаемо»; что мешают процветанию края такие пороки, как мздоимство и взяточничество. «Воздух над нами весел и в мирности здрав и человеческому житию потребен. Ни добре ни горяч, ни студен… Земля хлеборобна, овощна и скотна, оприч меду и винограду ни в чем скудно. Паче всех частей света исполнена пространством и драгими зверьми бесценными. И торги, и привозы, и отвозы привольны. Рек великих и средних, заток и озёр неисчетно, рыб изобильно множество и ловитвенно. Руд, злата и серебра, меди, олова и свинцу, булату, стали, красного железа и укладку и простова и всяких красок на щелки, и камней цветных много…». Эти слова звучат как гимн Сибири.
Таким образом, Ремезов многосторонне исследует Сибирь, отдельные её территории, используя для этого язык деловой письменности и книжного происхождения, и, обращаясь к художественным средствам, создаёт обобщённый поэтический образ края.
Создавая свои труды, Семён Ульянович мечтал, что они будут известны сибирякам: «Аз же в Сибирьстей быти о единодушных казацех вкратце глаголал, налично всположих в Тобольске граде всенародному зрению нескрытно, аще и языка светлоречиваго не стяжах, еже железным ключем отверзох, а златый впредь уготовах ко утешней всенародной ползе…». Яркими художественными находками Ремезова являются метафорические образы «ключа железного» и «ключа золотого».
Жизнь этого выдающегося сибирского деятеля, его разнообразные труды достойны того, чтобы наш современник «открывал» их для себя не «железным ключом, а «золотым».