Главная

…Точно неотпитая чаша стоит Русь.

Неотпитая чаша - полный, целебный родник.

Среди обычного луга притаилась сказка.

Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет.

(Рерих Н. К. Неотпитая чаша, Сменцово, 1916)

 

Великое множество поэтов и прозаиков, композиторов и художников воспевало красоту российских просторов, силу и величие русской души, вольнолюбие славного народа. Какие дивные былины и сказания, легенды и сказки, прибаутки и небылицы, частушки и песни передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение дошли до нас через века!

Всегда загадочная и своенравная, непредсказуемая Русь неизменно привлекала, привлекает и будет привлекать к себе внимание путешественников и историков, людей искусства и политиков со всей Земли. Жителям и гостям Уватского района представилась прекрасная возможность увидеть Россию глазами художников.

«Русь изначальная» - выставка с таким названием стартовала 1 апреля 2022 года. Это своеобразный сплав истории, мифологии и философии. Её территорией стали два зала районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша». На выставке представлено 68 репродукций картин 14 художников: Виктора Васнецова и Ивана Шишкина, Николая Богатова и Николая Рериха, Александра Шадрина и Сергея Покотилова, Константина Васильева и Всеволода Иванова, Игоря Ожиганова и Андрея Клименко, Николая Фомина и Владимира Кириллова, Бориса Ольшанского и Сергея Рубцова.

Русь древнейшая. Русь сказочная. Русь ведическая… Творчество живописцев обращено к нашему далекому прошлому, к прошлому наших предков и пращуров- славян. Художники посвятили своё творчество древнейшей и почти забытой цивилизации Древней Руси, о которой, в отличие от истории Древнего Рима и Греции, мы знаем совсем не много.

Русские былинные сюжеты нашли самое яркое воплощение в живописи выдающегося русского живописца Виктора Михайловича Васнецова. «Гусляры» - одна из таких работ. Картина была написана в 1899 году, а в 1901 году автор выполнил её копию.

Автор картины «Гусляры», которая изображает игроков на этом музыкальном инструменте, словно создает машину времени, перенося зрителей в Древнюю Русь. На гуслях играли многие герои эпоса Руси: Садко, Алеша Попович, Добрыня Никитич.

Мы словно оказываемся внутри большой деревянной избы, подпертой толстыми бревнами-балками и полами из неотесанных досок. Грубо вырубленная оконная арка, через которую виднеется лилово-синее небо с белыми облаками, становится фоном для сидящих на широкой лавке певцов-гусляров.

Одеты они в традиционный русский кафтан, причем не цветной, а белый, с узорами на воротниках и рукавах. Одежду такого цвета в то время носили или князья, или странствующие монахи из мещанского сословия, что дает Васнецову возможность изобразить на полотне именно странников.

Еще одна исконно русская черта этой картины - обувь, красные сапоги из сафьяна. Этот цвет издавна почитался на Руси, считался поначалу уделом богатых бояр и князей, а позже стал символизировать удачу, красоту и преданность. То же самое мы видим у гусляров – надежду на то, что их примут в любом доме и преданность своему делу.

Не обошел вниманием художник и такую деталь, как прическу «под горшок», которая была довольно проста в исполнении и не давала волосам мешать игре на гуслях, а еще – считалась истоком жизненной силы.

История Древней Руси стала излюбленным мотивом и в живописи Николая Константиновича Рериха. Еще в начале ХХ века, в 1903 году, он утверждал: «Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь».

Художника глубоко интересовали такие ключевые образы-символы русской культуры, как: народные герои, витязи, богатыри, целители, великие полководцы, воины и т.д. Один из подобных «великих» образов воплотил Н. К. Рерих в работе «Микула Селянинович».

Живописное полотно написано в 1910 году. Картина создана по былинному сюжету, в основе ее - великий былинный характер Микулы Селяниновича.

Героя древнерусских былин Микулу Селяниновича называют отцом земледелия, всемирным кормильцем, владыкой земли. Никто не может сравниться с ним по могуществу. Когда он пашет, то «Микулиной силой и сошкой златой с небес управляют бессмертные боги». По его слову «сходил с неба дождь и являлось вёдро». Его также называют вещим Микулой, то есть предсказателем. Народная мудрость возвела хлебопашца в самого старшего и сильного богатыря.

Былину о Микуле Селяниновиче Н.К. Рерих называл «одной из древнейших былин о торжестве земледелия и строительства». В письме Гребенщикову, написанному 24 апреля 1937, он сообщает: «Недавно написал я картину «Великий Пахарь - Микула Селянинович». Над тёмным силуэтом земли возносится в облачно-небесном обличии богатырь труженик. Пашет и посеет потом. И пожнёт жатву».

Историю наших праотцов, как одну из основных тем своего творчества, избрал современный художник из Тамбова Борис Михайлович Ольшанский. Он остановился на сценах из времен, которые хоть как-то описаны историками. Впрочем, иногда и в его работы вполне гармонично вплетаются сказки...

С его картин в наш мир входят прекрасные образы Родной веры и наших предков.

О своем творчестве он говорит: «Я уверен: с небес за нами пристально взирают наши великие предки. И неизбежен суд истории. Ибо будущее за правдой и верой. Из разрозненных исторических сведений и документов встает Русь Великая, дохристианская. С её великой историей, которую напрочь отвергли и предали забвению. Русские легенды, былины, предания, сказы - какой грандиозный и красочный простор воображению и фантазии художника! Слава Богу, что были великие подвижники и прекрасные художники: Рябушкин, Васнецов, Нестеров, Суриков, Васильев... Но мало, очень мало имён для такой большой и могучей державы, работающих на ниве великой и захватывающей истории России».

Картины Игоря Евгеньевича Ожиганова, еще одного нашего современника, основаны на скандинавских сагах, славянских былинах и сказках. Художник в своих трудах уделяет большое внимание деталям картин, изучению древних источников, культуре славян и скандинавов.

В творчестве Игоря Ожиганова переплелись были и небылицы, сказки и мифы, а боги и валькирии, лесные духи и многие другие персонажи, о которых давным-давно уже все позабыли, оживают на полотнах, приглашая зрителя в увлекательное путешествие, сотканное из далёкого прошлого... Туда, где царящая вокруг атмосфера дарит ощущение лёгкого азарта и волшебства, которого порой так не хватает в повседневной жизни.

Неторопливо идёшь по выставке, замираешь у работ и становится очень жаль, что мы подрастеряли красоту наших обычаев и глубину нашей культуры.

До конца мая у всех желающих есть возможность отправиться в путешествие, наполненное художественными образами древности, которые уносят нас в далекое прошлое, в гости к мудрым и могучим предкам. В мир, где легенды, соседствуют с былью, где ведуны с волхвами ведут диалог со стихиями, в мир тайн и сказок, в Русь изначальную! Это отличный повод вспомнить свои корни и разбудить сильный дух русского человека.

О.Бронникова, сотрудник

АУ «Краеведческий музей Уватского муниципального района

 «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Виртуальные туры

Детский телефон доверия

Детский телефон доверия 8-800-2000-122

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении