…Точно неотпитая чаша стоит Русь.
Неотпитая чаша - полный, целебный родник.
Среди обычного луга притаилась сказка.
Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет.
(Рерих Н. К. Неотпитая чаша, Сменцово, 1916)
Великое множество поэтов и прозаиков, композиторов и художников воспевало красоту российских просторов, силу и величие русской души, вольнолюбие славного народа. Какие дивные былины и сказания, легенды и сказки, прибаутки и небылицы, частушки и песни передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение дошли до нас через века!
Всегда загадочная и своенравная, непредсказуемая Русь неизменно привлекала, привлекает и будет привлекать к себе внимание путешественников и историков, людей искусства и политиков со всей Земли. Жителям и гостям Уватского района представилась прекрасная возможность увидеть Россию глазами художников.
«Русь изначальная» - выставка с таким названием стартовала 1 апреля 2022 года. Это своеобразный сплав истории, мифологии и философии. Её территорией стали два зала районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша». На выставке представлено 68 репродукций картин 14 художников: Виктора Васнецова и Ивана Шишкина, Николая Богатова и Николая Рериха, Александра Шадрина и Сергея Покотилова, Константина Васильева и Всеволода Иванова, Игоря Ожиганова и Андрея Клименко, Николая Фомина и Владимира Кириллова, Бориса Ольшанского и Сергея Рубцова.
Русь древнейшая. Русь сказочная. Русь ведическая… Творчество живописцев обращено к нашему далекому прошлому, к прошлому наших предков и пращуров- славян. Художники посвятили своё творчество древнейшей и почти забытой цивилизации Древней Руси, о которой, в отличие от истории Древнего Рима и Греции, мы знаем совсем не много.
Русские былинные сюжеты нашли самое яркое воплощение в живописи выдающегося русского живописца Виктора Михайловича Васнецова. «Гусляры» - одна из таких работ. Картина была написана в 1899 году, а в 1901 году автор выполнил её копию.
Автор картины «Гусляры», которая изображает игроков на этом музыкальном инструменте, словно создает машину времени, перенося зрителей в Древнюю Русь. На гуслях играли многие герои эпоса Руси: Садко, Алеша Попович, Добрыня Никитич.
Мы словно оказываемся внутри большой деревянной избы, подпертой толстыми бревнами-балками и полами из неотесанных досок. Грубо вырубленная оконная арка, через которую виднеется лилово-синее небо с белыми облаками, становится фоном для сидящих на широкой лавке певцов-гусляров.
Одеты они в традиционный русский кафтан, причем не цветной, а белый, с узорами на воротниках и рукавах. Одежду такого цвета в то время носили или князья, или странствующие монахи из мещанского сословия, что дает Васнецову возможность изобразить на полотне именно странников.
Еще одна исконно русская черта этой картины - обувь, красные сапоги из сафьяна. Этот цвет издавна почитался на Руси, считался поначалу уделом богатых бояр и князей, а позже стал символизировать удачу, красоту и преданность. То же самое мы видим у гусляров – надежду на то, что их примут в любом доме и преданность своему делу.
Не обошел вниманием художник и такую деталь, как прическу «под горшок», которая была довольно проста в исполнении и не давала волосам мешать игре на гуслях, а еще – считалась истоком жизненной силы.
История Древней Руси стала излюбленным мотивом и в живописи Николая Константиновича Рериха. Еще в начале ХХ века, в 1903 году, он утверждал: «Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь».
Художника глубоко интересовали такие ключевые образы-символы русской культуры, как: народные герои, витязи, богатыри, целители, великие полководцы, воины и т.д. Один из подобных «великих» образов воплотил Н. К. Рерих в работе «Микула Селянинович».
Живописное полотно написано в 1910 году. Картина создана по былинному сюжету, в основе ее - великий былинный характер Микулы Селяниновича.
Героя древнерусских былин Микулу Селяниновича называют отцом земледелия, всемирным кормильцем, владыкой земли. Никто не может сравниться с ним по могуществу. Когда он пашет, то «Микулиной силой и сошкой златой с небес управляют бессмертные боги». По его слову «сходил с неба дождь и являлось вёдро». Его также называют вещим Микулой, то есть предсказателем. Народная мудрость возвела хлебопашца в самого старшего и сильного богатыря.
Былину о Микуле Селяниновиче Н.К. Рерих называл «одной из древнейших былин о торжестве земледелия и строительства». В письме Гребенщикову, написанному 24 апреля 1937, он сообщает: «Недавно написал я картину «Великий Пахарь - Микула Селянинович». Над тёмным силуэтом земли возносится в облачно-небесном обличии богатырь труженик. Пашет и посеет потом. И пожнёт жатву».
Историю наших праотцов, как одну из основных тем своего творчества, избрал современный художник из Тамбова Борис Михайлович Ольшанский. Он остановился на сценах из времен, которые хоть как-то описаны историками. Впрочем, иногда и в его работы вполне гармонично вплетаются сказки...
С его картин в наш мир входят прекрасные образы Родной веры и наших предков.
О своем творчестве он говорит: «Я уверен: с небес за нами пристально взирают наши великие предки. И неизбежен суд истории. Ибо будущее за правдой и верой. Из разрозненных исторических сведений и документов встает Русь Великая, дохристианская. С её великой историей, которую напрочь отвергли и предали забвению. Русские легенды, былины, предания, сказы - какой грандиозный и красочный простор воображению и фантазии художника! Слава Богу, что были великие подвижники и прекрасные художники: Рябушкин, Васнецов, Нестеров, Суриков, Васильев... Но мало, очень мало имён для такой большой и могучей державы, работающих на ниве великой и захватывающей истории России».
Картины Игоря Евгеньевича Ожиганова, еще одного нашего современника, основаны на скандинавских сагах, славянских былинах и сказках. Художник в своих трудах уделяет большое внимание деталям картин, изучению древних источников, культуре славян и скандинавов.
В творчестве Игоря Ожиганова переплелись были и небылицы, сказки и мифы, а боги и валькирии, лесные духи и многие другие персонажи, о которых давным-давно уже все позабыли, оживают на полотнах, приглашая зрителя в увлекательное путешествие, сотканное из далёкого прошлого... Туда, где царящая вокруг атмосфера дарит ощущение лёгкого азарта и волшебства, которого порой так не хватает в повседневной жизни.
Неторопливо идёшь по выставке, замираешь у работ и становится очень жаль, что мы подрастеряли красоту наших обычаев и глубину нашей культуры.
До конца мая у всех желающих есть возможность отправиться в путешествие, наполненное художественными образами древности, которые уносят нас в далекое прошлое, в гости к мудрым и могучим предкам. В мир, где легенды, соседствуют с былью, где ведуны с волхвами ведут диалог со стихиями, в мир тайн и сказок, в Русь изначальную! Это отличный повод вспомнить свои корни и разбудить сильный дух русского человека.
О.Бронникова, сотрудник
АУ «Краеведческий музей Уватского муниципального района
«Легенды седого Иртыша»