После революции 1905 г. в России появилось множество сатирических иллюстрированных изданий разной периодичности: «Пулемет», «Жало», «Топор», «Зритель», «Жупел», «Бич» и др. Общее число подобных изданий исчислялось сотнями. Эти журналы издавались в обеих столицах, городах Одессе, Тифлисе, Харькове, Киеве, Ярославле, Саратове и многих других. Все они были ультрарадикальными, но с разной политической платформой: от революционных, социалистических до умеренно конституционных и реакционных, погромных. Многие были недолговечны. Главная мишень большинства подобных изданий — самодержавие, Манифест 17 октября, царь Николай II, министры Витте, Дурново. Цветные рисунки и карикатуры дополняли стихи и прозу, широко практиковался жанр пародии. Объем журналов колебался от 4—8 и более полос. Наряду с такими фельетонистами, поэтами, как О. Дымов, Н. Тэффи, В. Потемкин, в ряде журналов печатались А. Куприн, М. Горький, И. Бунин, К. Чуковский, В. Князев.
В этот период в России развивается и политическая карикатура. Среди большого числа политических рисунков особое место занимает и впервые появившаяся в России карикатура на духовенство Русской православной церкви.
Среди художников, особенно активно выступавших в таких популярных петербургских журналах 1905-1907 годов, как «Борцы», «Бурелом», «Буря», «Вампир», «Водоворот», «Водолаз», «Волшебный фонарь», «Дятел», «Дикарь», «Жупел», «Забияка», «Зритель», «Адская почта» и др., мы встречаем представителей самых разных направлений искусства (И. Я. Билибин, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, З. И. Гржебин, Д. Н. Кардовский, Б. И. Анисфельд). Были здесь и представители «Мира искусства», и художники, близкие к передвижникам, и мастера, связанные с Академией художеств. Особенную активность проявляла молодежь – студенты Академии художеств и других учебных заведений столицы. Наряду с ними выступали и художники, которые лишь недавно завершили образование; здесь же давно работали и профессиональные журнальные рисовальщики, привыкшие откликаться на злободневные события, и, наконец, даже отдельные, владевшие карандашом любители.
Показательно, что почти ни одно сколько-нибудь заметное событие первой русской революции не осталось неотраженным в сатирических рисунках на страницах популярных журналов. Однако, чаще всего авторство этих произведений определить было невозможно (или же очень сложно). В большинстве случаев художники-карикатуристы не стремились подписывать свое имя.
Урал не стал исключением: сатирические издания явились новым явлением в региональной периодике. Первым сатирическим журналом стал оренбургский еженедельник «Кобылка», выпускавшийся с февраля по ноябрь 1906 г. Вслед за ним в Екатеринбурге и в Оренбурге возникли еще несколько журналов: «Гном», «Магний», «Рубин», «Саранча», «Скворец». Кроме того, в Оренбурге на татарском языке выходил сатирический ежемесячник «Карча» («Ястреб»). На Урале сатирические издания выходили в виде журналов объемом 6–12 страниц. Печатались они на плотной разноцветной бумаге и по форме напоминали издававшиеся в недавнем прошлом журналы «Крокодил», «Чаян» или «Перец». Периодичность выхода изданий варьировалась от двух до четырех раз в месяц (по мере накопления материала).
Материалы уральских сатирических журналов представлены многообразными жанрами. Наряду с характерными для сатиры — фельетоном, сказкой, басней, притчей, сатирическими стихами и диалогами — в журналах имелись рассказы, очерки, передовые статьи и другие, характерные для периодических изданий публикации. На страницах сатирических изданий можно встретить и рекламу других журналов, объявления о подписке, материалы бытового характера, помещались также сведения из соседних губерний, из-за границы; кроме того, освещались особенности самих сатирических журналов. Можно заметить при этом, что между провинциальными и столичными журналами существовало своеобразное творческое взаимодействие: местные издания зачастую помещали на своих страницах материалы из столичной периодики, а столичные — печатали «передовицу с мест».
В период революции сатирическая печать проявляла особое внимание к различным выступлениям и изречениям политических деятелей. Характерным приемом, которым пользовались многие авторы при обращении к широкой аудитории, было подражание известным стихотворениям русских поэтов XIX в.: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова. Широко использовалось перефразирование известных песен, романсов, басен. Особым средством сатиры в рассматриваемой периодике являлись иконографические произведения, представленные, в частности, лубком, аллегорией, карикатурой, шаржем и др. Нередко изобразительные материалы сопровождались подписями в прозе или стихах. Их своеобразный подтекст, символика, образы, метафорический смысл позволял в лаконичной, простой и одновременно занимательной манере предложить общественности обсудить актуальные проблемы жизни уральской провинции данного времени.
Уральские сатирические журналы, в частности, очень живо отзывались на политические реалии, связанные с предвыборными думскими кампаниями. Например, к предстоящим выборам в первую Государственную Думу редакция журнала «Гном» выпустила «Дополнение к 3-му номеру». В нем помещено стихотворение «К выборам», из которого читатель мог узнать кандидатов в Думу от Пермской губернии: Д. М. Веселова, Л. А. Кроля, А. М. Спасского и др., а также познакомиться с их предвыборной платформой, преподнесенной читателю в язвительно-саркастической форме. Аналогичное «Дополнение» появилось и к событиям 13 апреля 1906 г. В «Гноме» была опубликована статья «Екатеринбург, 13 апреля», где редакция анализирует причины победы кадетской партии и задается вопросом: «Сделает ли чего наша Дума?» Увы, прогноз, по мнению автора, был не утешительным и самое главное, исторически подтвержденным: «В Петербурге знают, что за народ кадеты и уже, кажется, решили, как с ними обойтись… Первое время парламентского периода будет посвящено на представления, затем на организационные работы, выборы председателя, секретаря, учреждение комиссией и подкомиссией; потом Думу распустят на летние каникулы. Хорошего понемножку». Скептическое отношение к Думе и ее реальной работе было характерно и для других сатирических изданий. Так, оренбургский журнал «Саранча» поместил на своих страницах стихотворение «В защиту Думы», где подводится итог работы Думы. В нем были такие строчки: «Собралися депутаты…, но лишь время погубили и остались не причем…»; «Право — нечего ждать толку для несчастных мужиков». Можно заметить, что в общем объеме материалов сатирических изданий, заметки, статьи, фельетоны, посвященные характеристикам конкретных политических партий и их предвыборных программ, занимают все же сравнительно небольшую долю.
Под объектив критики уральской сатиры так или иначе попали все партии, хотя в то же время заметно стремление редакций занять некую позицию «золотой середины». Чаще всего характеристика политического Олимпа была окрашена критикой партий и их лидеров с позиций «усредненного» взгляда народа. В журнале «Скворец» в 1907 г. помещена басня «Экспроприатор», в которой читатель мог узнать представителя крайне левого политического крыла. Смысл басни сводится к тому, что леворадикальные элементы не брезговали никакими средствами, в том числе и наглым грабежом и разбоем. Весьма показательны в этом отношении и «девизы партий». С помощью емких выражений авторы этих своеобразных сатирических произведений раскрывали и подчеркивали суть той или иной партии. В частности, максималисты-революционеры характеризовались через своеобразную поговорку — «Что ваше, то наше, а что наше, то не ваше»; социал-демократам приписывался лозунг — «Сей крамолу»; кадеты презентовались через изречение и поговорки — «Цель оправдывает средства», «Ловись, рыбка, маленькая и большая»; облик октябристов передавался через текст колыбельной — «Спи младенец, мой прекрасный, баюшки-баю»; представители Союза русского народа характеризовались умозаключением — «Когда тебя бьют по правой щеке, тогда бей по левой». Пословицами «Моя хата с краю — ничего не знаю», «Ни рыба, ни мясо, ни фрак, ни ряса, ни Богу свеча, ни черту кочерга» представлялись люди, стоящие вне партий. Характерно стихотворение «Весенние мечты», в котором в юмористическом виде изложены программы будущего России с позицией разных политических течений. Хотя критике и высмеиванию подвергались все партии, но к партиям крайне правого толка, чаще всего, было однозначно негативное отношение. В стихотворении «Современные романсы», перефразированном на мотив известного романса «Очи черные», ярко показана суть черносотенного движения: «Сотни черные! Нет в душе у вас убежденья. Подзаборные! И ждать совести пробуждения. Сотни грязные! Нет надежд у нас — Безобразные! Ее нет у вас: Сотни пьяные! Продана она. И поганые… За стакан вина».
Одно из центральных мест на страницах уральских сатирических журналов занимает критика либералов и представителей конституционно-демократической партии. Это во многом объясняется победой последних на выборах в Государственную Думу и их активной деятельностью в ней. Встречается два типа материалов, касающихся либералов. Одни из них рисуют некоего отвлеченного либерального деятеля, а другие, напротив, имеют в виду конкретных личностей. Так, в фельетонах «Лягушки», «Эй, кадет», «Мудрец» авторы пытаются раскрыть типичные черты образа либерала. В их интерпретации данный политический тип хитро маскирует свое истинное лицо, много обещает, умно и витиевато говорит, однако далек от народа.
На страницах сатирических журналов нашли отражение и другие материалы, посвященные культурной, экономической и прочим сторонам общественной жизни края того времени. Итак, сатирическая журналистика на Урале стала одним из новых явлений, вызванных к жизни Первой русской революцией. Возникнув в ее процессе, сатирические журналы отзывались на самые насущные и злободневные проблемы, шагали в ногу с происходящими событиями, тем самым всегда пользовались вниманием и спросом со стороны читательской аудитории. Кроме того, журналы были популярны и по причине своей доступности рядовому обывателю в плане подачи материала: понятный, «не заумный» язык, прямота и острота высказываний, стремление дистанцироваться от явно выраженных политических приоритетов. Отвечая на злобу дня, журналы вобрали в себя богатейший фактический материал, отразили важнейшие события Русской революции, став своеобразным сатирическим слепком эпохи. Это позволяет, с одной стороны, объяснить одну из причин широкой популярности сатирических журналов, а с другой — рассматривать их как богатейший источник исторической информации об общественнополитической жизни Уральского региона в 1905–1907 гг.