Главная

После революции 1905 г. в России появилось множество сатирических иллюстрированных изданий разной периодичности: «Пулемет», «Жало», «Топор», «Зритель», «Жупел», «Бич» и др. Общее число подобных изданий исчислялось сотнями. Эти журналы издавались в обеих столицах, городах Одессе, Тифлисе, Харькове, Киеве, Ярославле, Саратове и многих других. Все они были ультрарадикальными, но с разной политической платформой: от революционных, социалистических до умеренно конституционных и реакционных, погромных. Многие были недолговечны. Главная мишень большинства подобных изданий — самодержавие, Манифест 17 октября, царь Николай II, министры Витте, Дурново. Цветные рисунки и карикатуры дополняли стихи и прозу, широко практиковался жанр пародии. Объем журналов колебался от 4—8 и более полос. Наряду с такими фельетонистами, поэтами, как О. Дымов, Н. Тэффи, В. Потемкин, в ряде журналов печатались А. Куприн, М. Горький, И. Бунин, К. Чуковский, В. Князев.



В этот период в России развивается и политическая карикатура. Среди большого числа политических рисунков особое место занимает и впервые появившаяся в России карикатура на духовенство Русской православной церкви.

Среди художников, особенно активно выступавших в таких популярных петербургских журналах 1905-1907 годов, как «Борцы», «Бурелом», «Буря», «Вампир», «Водоворот», «Водолаз», «Волшебный фонарь», «Дятел», «Дикарь», «Жупел», «Забияка», «Зритель», «Адская почта» и др., мы встречаем представителей самых разных направлений искусства (И. Я. Билибин, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, З. И. Гржебин, Д. Н. Кардовский, Б. И. Анисфельд). Были здесь и представители «Мира искусства», и художники, близкие к передвижникам, и мастера, связанные с Академией художеств. Особенную активность проявляла молодежь – студенты Академии художеств и других учебных заведений столицы. Наряду с ними выступали и художники, которые лишь недавно завершили образование; здесь же давно работали и профессиональные журнальные рисовальщики, привыкшие откликаться на злободневные события, и, наконец, даже отдельные, владевшие карандашом любители.

Показательно, что почти ни одно сколько-нибудь заметное событие первой русской революции не осталось неотраженным в сатирических рисунках на страницах популярных журналов. Однако, чаще всего авторство этих произведений определить было невозможно (или же очень сложно). В большинстве случаев художники-карикатуристы не стремились подписывать свое имя.

Урал не стал исключением: сатирические издания явились новым явлением в региональной периодике. Первым сатирическим журналом стал оренбургский еженедельник «Кобылка», выпускавшийся с февраля по ноябрь 1906 г. Вслед за ним в Екатеринбурге и в Оренбурге возникли еще несколько журналов: «Гном», «Магний», «Рубин», «Саранча», «Скворец». Кроме того, в Оренбурге на татарском языке выходил сатирический ежемесячник «Карча» («Ястреб»). На Урале сатирические издания выходили в виде журналов объемом 6–12 страниц. Печатались они на плотной разноцветной бумаге и по форме напоминали издававшиеся в недавнем прошлом журналы «Крокодил», «Чаян» или «Перец». Периодичность выхода изданий варьировалась от двух до четырех раз в месяц (по мере накопления материала).

Материалы уральских сатирических журналов представлены многообразными жанрами. Наряду с характерными для сатиры — фельетоном, сказкой, басней, притчей, сатирическими стихами и диалогами — в журналах имелись рассказы, очерки, передовые статьи и другие, характерные для периодических изданий публикации. На страницах сатирических изданий можно встретить и рекламу других журналов, объявления о подписке, материалы бытового характера, помещались также сведения из соседних губерний, из-за границы; кроме того, освещались особенности самих сатирических журналов. Можно заметить при этом, что между провинциальными и столичными журналами существовало своеобразное творческое взаимодействие: местные издания зачастую помещали на своих страницах материалы из столичной периодики, а столичные — печатали «передовицу с мест».

В период революции сатирическая печать проявляла особое внимание к различным выступлениям и изречениям политических деятелей. Характерным приемом, которым пользовались многие авторы при обращении к широкой аудитории, было подражание известным стихотворениям русских поэтов XIX в.: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова. Широко использовалось перефразирование известных песен, романсов, басен. Особым средством сатиры в рассматриваемой периодике являлись иконографические произведения, представленные, в частности, лубком, аллегорией, карикатурой, шаржем и др. Нередко изобразительные материалы сопровождались подписями в прозе или стихах. Их своеобразный подтекст, символика, образы, метафорический смысл позволял в лаконичной, простой и одновременно занимательной манере предложить общественности обсудить актуальные проблемы жизни уральской провинции данного времени.

Уральские сатирические журналы, в частности, очень живо отзывались на политические реалии, связанные с предвыборными думскими кампаниями. Например, к предстоящим выборам в первую Государственную Думу редакция журнала «Гном» выпустила «Дополнение к 3-му номеру». В нем помещено стихотворение «К выборам», из которого читатель мог узнать кандидатов в Думу от Пермской губернии: Д. М. Веселова, Л. А. Кроля, А. М. Спасского и др., а также познакомиться с их предвыборной платформой, преподнесенной читателю в язвительно-саркастической форме. Аналогичное «Дополнение» появилось и к событиям 13 апреля 1906 г. В «Гноме» была опубликована статья «Екатеринбург, 13 апреля», где редакция анализирует причины победы кадетской партии и задается вопросом: «Сделает ли чего наша Дума?» Увы, прогноз, по мнению автора, был не утешительным и самое главное, исторически подтвержденным: «В Петербурге знают, что за народ кадеты и уже, кажется, решили, как с ними обойтись… Первое время парламентского периода будет посвящено на представления, затем на организационные работы, выборы председателя, секретаря, учреждение комиссией и подкомиссией; потом Думу распустят на летние каникулы. Хорошего понемножку». Скептическое отношение к Думе и ее реальной работе было характерно и для других сатирических изданий. Так, оренбургский журнал «Саранча» поместил на своих страницах стихотворение «В защиту Думы», где подводится итог работы Думы. В нем были такие строчки: «Собралися депутаты…, но лишь время погубили и остались не причем…»; «Право — нечего ждать толку для несчастных мужиков». Можно заметить, что в общем объеме материалов сатирических изданий, заметки, статьи, фельетоны, посвященные характеристикам конкретных политических партий и их предвыборных программ, занимают все же сравнительно небольшую долю.

Под объектив критики уральской сатиры так или иначе попали все партии, хотя в то же время заметно стремление редакций занять некую позицию «золотой середины». Чаще всего характеристика политического Олимпа была окрашена критикой партий и их лидеров с позиций «усредненного» взгляда народа. В журнале «Скворец» в 1907 г. помещена басня «Экспроприатор», в которой читатель мог узнать представителя крайне левого политического крыла. Смысл басни сводится к тому, что леворадикальные элементы не брезговали никакими средствами, в том числе и наглым грабежом и разбоем. Весьма показательны в этом отношении и «девизы партий». С помощью емких выражений авторы этих своеобразных сатирических произведений раскрывали и подчеркивали суть той или иной партии. В частности, максималисты-революционеры характеризовались через своеобразную поговорку — «Что ваше, то наше, а что наше, то не ваше»; социал-демократам приписывался лозунг — «Сей крамолу»; кадеты презентовались через изречение и поговорки — «Цель оправдывает средства», «Ловись, рыбка, маленькая и большая»; облик октябристов передавался через текст колыбельной — «Спи младенец, мой прекрасный, баюшки-баю»; представители Союза русского народа характеризовались умозаключением — «Когда тебя бьют по правой щеке, тогда бей по левой». Пословицами «Моя хата с краю — ничего не знаю», «Ни рыба, ни мясо, ни фрак, ни ряса, ни Богу свеча, ни черту кочерга» представлялись люди, стоящие вне партий. Характерно стихотворение «Весенние мечты», в котором в юмористическом виде изложены программы будущего России с позицией разных политических течений. Хотя критике и высмеиванию подвергались все партии, но к партиям крайне правого толка, чаще всего, было однозначно негативное отношение. В стихотворении «Современные романсы», перефразированном на мотив известного романса «Очи черные», ярко показана суть черносотенного движения: «Сотни черные! Нет в душе у вас убежденья. Подзаборные! И ждать совести пробуждения. Сотни грязные! Нет надежд у нас — Безобразные! Ее нет у вас: Сотни пьяные! Продана она. И поганые… За стакан вина».

Одно из центральных мест на страницах уральских сатирических журналов занимает критика либералов и представителей конституционно-демократической партии. Это во многом объясняется победой последних на выборах в Государственную Думу и их активной деятельностью в ней. Встречается два типа материалов, касающихся либералов. Одни из них рисуют некоего отвлеченного либерального деятеля, а другие, напротив, имеют в виду конкретных личностей. Так, в фельетонах «Лягушки», «Эй, кадет», «Мудрец» авторы пытаются раскрыть типичные черты образа либерала. В их интерпретации данный политический тип хитро маскирует свое истинное лицо, много обещает, умно и витиевато говорит, однако далек от народа.

На страницах сатирических журналов нашли отражение и другие материалы, посвященные культурной, экономической и прочим сторонам общественной жизни края того времени. Итак, сатирическая журналистика на Урале стала одним из новых явлений, вызванных к жизни Первой русской революцией. Возникнув в ее процессе, сатирические журналы отзывались на самые насущные и злободневные проблемы, шагали в ногу с происходящими событиями, тем самым всегда пользовались вниманием и спросом со стороны читательской аудитории. Кроме того, журналы были популярны и по причине своей доступности рядовому обывателю в плане подачи материала: понятный, «не заумный» язык, прямота и острота высказываний, стремление дистанцироваться от явно выраженных политических приоритетов. Отвечая на злобу дня, журналы вобрали в себя богатейший фактический материал, отразили важнейшие события Русской революции, став своеобразным сатирическим слепком эпохи. Это позволяет, с одной стороны, объяснить одну из причин широкой популярности сатирических журналов, а с другой — рассматривать их как богатейший источник исторической информации об общественнополитической жизни Уральского региона в 1905–1907 гг.

Национальный проект

LogoBlue.png

Виртуальные туры

Детский телефон доверия

Детский телефон доверия 8-800-2000-122

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении