Главная

В России живет более 190 разных народов со своей культурой, историей, верованиями и, конечно, национальным характером.

Тюменская область раскинулась от казахских степей на юге до Карского моря на севере, от Уральских гор на западе до притоков Енисея на востоке, и по своему этническому составу является отражением многонациональной страны. Она делится на три неравные части – большие по площади Ямало-Ненецкий и Ханты­Мансийский автономные округа и скромную южную часть. Здесь проживают люди разных национальностей, среди которых исконные обитатели – ненцы, ханты, манси, селькупы, сибирские татары; укоренившиеся на протяжении XVII – первой четверти XX столетия русские, коми, чуваши, поволжские татары; переселенцы советского и постсоветского времени разных национальностей, и несмотря ни на что, всем удается уживаться без конфликтов.

 

Мирное и добрососедское существование разных народов – это залог стабильного развития региона и страны в целом. 

Вторым по численности народом в Российской Федерации, в т.ч. и в Тюменской области, являются татары.

Татарское население Тюменской области включает коренных сибирских татар- «себертатарлар» и группы пришлого татарского населения, в основном с территории Поволжья, переселившихся в Сибирь под влиянием различных факторов в течение XVI-XX вв.

Сибирские татары проживают на территории Западной Сибири в течение многих столетий. Это потомки тех, кто задолго до прихода Ермака на крутых берегах Иртыша и Туры возводил города-столицы, кто дал огромному краю имя «Сибирь» (от старинного татарского «шибир», означающего болотистую местность, поросшую деревьями, лесную чащу). Правда, она не всегда называлась Сибирью, древнегреческие историки именовали ее Скифией, европейские ученые и путешественники - Татарией или Тартарией, а иранские персы – Тураном...

Сибирские татары, как этническая общность, сформировались в южной части Западной Сибири на обширной территории от Зауралья до Барабинских степей. По своему происхождению они восходят к тюркам Саяно-Алтая, пришедшим в Среднее Прииртышье в VII-VIII веках, и кыпчакам - тюркскому народу, перекочевавшему сюда из южных степей в X-XI веках. Исконными жителями Западной Сибири были обские угры - предки современных хантов и манси. Они вступали во взаимодействия с ранними тюрками и кыпчаками, в результате чего были частично вытеснены с занимаемой территории на север, а частично ассимилированы. Именно эти народы стали основой этноса сибирских татар, покоренных впоследствии татаро-монголами. 

К XV-XVI векам складывается этническое ядро сибирских татар. В XIII веке территория проживания сибирских татар входила в состав Золотой Орды. В XIV веке возникает Тюменское ханство со столицей Чимги-Тура (современная Тюмень), в конце XV-XVI веках - Сибирское ханство со столицей в Искере (близ современного Тобольска).

Сегодня большинство сибирских татар сосредоточены в местах исторического проживания. Исконные села сибирских татар расположены преимущественно в Аромашевском, Заводоуковском, Вагайском, Исетском, Нижнетавдинском, Тобольском, Тюменском, Уватском, Ялуторовском, Ярковском районах Тюменской области, Большереченском, Знаменском, Колосовском, Муромцевском, Тарском, Тевризском, Усть-Ишимском районах Омской области, Чановском районе, Кыштовском, Венгеровском, Куйбышевском и Колыванском районах Новосибирской области, Томском районе Томской области. Также небольшие группы этого народа живут в Курганской и Кемеровской областях, в Казахстане, республиках Средней Азии, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая и в провинции Конья в Турции. По оценочным данным, в Западной Сибири сегодня насчитывается более 300 тысяч сибирских татар. Помимо русского, они по-прежнему говорят на сибирско-татарском языке.

В 2010 году Международная организация ЮНЕСКО внесла язык сибирских татар в число подверженных угрозе исчезновения. По инициативе национально-культурной автономии сибирских татар с 2013 года в Тюменской области ежегодно отмечается День сибирскотатарского языка.

Выделяются три группы сибирских татар: тоболо- иртышские, проживающие в Тюменской и Омской областях; томские - в Томской области и барабинские - в Новосибирской области.

На территории Тюменской области проживают, главным образом, тоболо-иртышские татары, которые включают тюменско- туринскую, тобольскую, ясколбинскую (заболотную) локальные группы. Тобольские татары в свою очередь подразделяются на подгруппы: аремзяно- надцинскую, или северную; искеро- тобольскую, или центрально- тобольскую; бабасанскую;  иштякско- токузскую, или вагайско- уватскую.

В XVIII – начале XX веков в рамках современных границ Уватского района аремзяно- надцинские татары проживали в селениях: Берёзовские Юрты (в 1782 г. – 75 человек, в 1903г.- 10 человек), Карбинские Юрты (в 1782 г. – 122 человека, в 1903г.- 32 человека, в 1910 г. – 245 человек), Есаульские Юрты (в 1782г.- 80 человек, в 1903 году-121 человек, в 1910г.- 162 человека) и  Укинские Юрты (1782г.- 25человек, в 1910 году- 137 человек).

Основными занятиями населения являлись земледелие, охота, рыболовство, торговля лесом, сбор дикорастущих трав и кедровых орехов.

В советский период шел процесс сокращения численности татар. В 1950‑е гг. прекратило существование селение Берёзовские Юрты, в 1983 г. - Есаульские Юрты, в 2001 г. - Карбинские Юрты.

На сегодняшний день в Уватском районе осталось одно национальное поселение татар- деревня Уки (в 2010 г. в ней проживало 207 жителей, в 2018г.- 212). С 1930‑х гг. до 2005 г. здесь функционировала татарская школа; с 1994 года действует мечеть.

У каждого народа есть свои национальные праздники. За столетия сибирскими татарами накоплено ценнейшее историческое наследие, главными компонентами которого являются язык, национальные обряды, обычаи, традиции, фольклор и т.д.

Татарские праздники бывают: религиозные мусульманские - появившиеся после принятия ислама татарами, народные традиционные - сложившиеся с древнейших доисламских времён и международные - отмечаемые не только татарами, но и другими народами (например, 21 февраля- международный день родного языка, 9 августа- всемирный день коренных народов мира и др.).

Главными религиозными праздниками татар Сибири, как и всех верующих мусульман, являются Ураза -байрам (Рамазан) и Курбан- байрам.

Народные праздники и обряды сибирских татар тесно связаны с солнечным календарём и трудовой деятельностью и главным их содержанием является сохранение гармонии в отношениях «человек-природа», укрепление силы рода, почитание предков, забота об урожае и здоровье. С древности для коренного населения Сибири природа являлась одушевлённой. Люди чувствовали взаимосвязь с природой, уважали её, обращались к ней, загадывали желания, благодарили.

Частично это сознание сохранилось и сейчас, а некоторые элементы национальных праздников, традиционной пищи, похоронной обрядности остаются такими, какими они были 100, 200 лет назад.

У сибирских татар преобладающее количество праздников и обрядов приходится на весну и лето.

Традиционный национальный весенний праздник сибирских татар - Амаль (Эмэл, эмель). В Сибирь его принесли персидские купцы и ремесленники из иранской области Гилян и Бухарского эмирата. Празднование Амаля берёт начало от древней традиции встречи нового года в день весеннего равноденствия в Иране, Ираке, странах Средней Азии и Кавказа.

Хамаль (хэмэль)- так в старину называли март, что в переводе с персидского языка значит «ягненок», в переводе с арабского – «надежда», «желание». Оба эти значения, так или иначе связаны с праздником. В других культурах этот праздник также именуется «Навруз» (дословно «Новый день»), Наурыз, Нооруз и т.п.

В мифологии сибирских татар существовал персонаж Элемэце, злой дух бурана. Согласно поверью, страшная старуха с длинными костлявыми руками и распущенными седыми волосами появлялась в марте, во время сильного ветра и снегопада. Ребятишек тогда старались не выпускать на улицу, ведь Элемэце могла схватить его, посадить в свои железные санки и увезти на небо. Власть старухи продолжалась до 23 марта. Именно в этот день уходит Элемэце, и начинается весна.

Март - это месяц весны и светлых надежд. Весна в сибирско-татарские деревни вступает как-то робко, словно просит разрешения сельчан. Ещё стоят белоснежные сугробы, чуть тронутые дымкой. Воздух в эти дни по-особенному сладок и приятен. С утра - прохлада, а потом целых полдня - ослепительные лучи. Празднуется Амаль в день весеннего равноденствия и отмечается сибирскими татарами еще с незапамятных времен.

Он означает празднование наступившего Нового года, и главная цель этого торжества сводится к обходу домов с пожеланиями. По традиции в канун праздника делают уборку, заготавливают большое количество монет, конфет и иных угощений.

В день Амаля с восходом солнца жители сёл и деревень собираются у первого дома одной из улиц и криками возвещают о начале праздника. В ответ хозяева дома угощают собравшихся заготовленными подарками. Так праздничная колонна обходит каждый дом юрт и поздравляет с праздником со словами: «Эмэле котлы пулсын!». Считалось, что чем больше угощений и монет наберёшь, тем богаче будет предстоящий год.

В день Амаль исполняются стишки-пожелания, которые в переводе с татарского звучат так:

Засветит солнце, с неба облако сойдёт.

Звери бродят, пищу ищут, соловей в лесу поёт.

Нас печеньем угощают, сладкий чай, конфет дадут.

Бродит с завистью сурово стая воронов вокруг.

После этих слов хозяева не скупятся на самые разные сладости – конфеты, пряники, баурсаки и щедро раздают всем, кто рядом, даря при этом смех и улыбку. Это добрый знак: значит, весь год в их селе будет сытно и дружно.

В разных населённых пунктах Тюменской области Амаль имеет свои особенности: где-то это только детский праздник, а где-то в нём участвуют и взрослые. В одних местностях этот праздник называется Амаль (например, в Тобольском и Уватском районах), в других (в деревнях Вагайского района) – Сатака, в третьих- Келцэн.

Некоторые исследователи утверждают, что Амаль сродни русской Масленице.

Сибирские татары обладают богатым фольклорным наследием. Оно включает в себя лирические и обрядовые песни (йырлар), предания и легенды (такие как «Кучум Хан», «Дочь Тахтамыша», «О барабинском народе», «Шагыр авылы турында» и т.д.), сказки (йомаклар, йомак, акият)), загадки (табышмаклар),  произведения эпического характера - дастаны («Идегей», «Ильдан и Гольдан» и др.) и баиты, частушки (такмаклар), короткие песни духовного содержания - мунаджаты, басни (меселэр).

Значительный пласт языка любого народа составляют пословицы (макальляр) и поговорки (лагаплар). Созданные далекими предками, они содержат в себе поучительный смысл, отражают культурные основы, мировоззрение народа, утверждая или отрицая некие непреложные для него истины. Пословицы, поговорки и афоризмы позволяют реконструировать национальную картину мира, дают важные сведения о специфике национального мировосприятия, об обычаях и морали. Например, семья для сибирских татар – одна из главных жизненных ценностей. Всё, что препятствует благополучию, в том числе и измены, строго осуждается- «своя жена душу наполнит, от распутной женщины кровью харкать будешь». Или, у сибирских татар высоко ценилось гостеприимность – «гость придёт, пусть мясо варится; не варится мясо, пусть будет краснеть лицо». Однако пренебрегать гостеприимством вовсе не стоит. Задержавшись надолго в гостях, вы отвлекаете хозяев от повседневной работы- «три дня - гость, после - собака».

Из традиционных музыкальных инструментов известны курай, кубыз, тумра.

Многие татары Западной Сибири прославились своей деятельностью в различных сферах. Ещё в XVIII веке учёный из Тобольска Амдами написал знаменитую «Насихатнамэ» («Книгу наставлений»). В XIX веке поэт Маулякай Юмачиков опубликовал большую поэму «Ирбитский баит». Талантливыми сказителями были житель д. Яланкуль Омской области С.М. Зайнитдинов (1854-1927),родившийся в юртах Турбинских Тобольского округа В.Ярмухамедов  (1884-1967), талант которого как сказителя и собирателя сказок расцвел в первой половине ХХ в. 

Из путешественников известен Габдрашит Ибрагимов ((1857-1944), который добрался до Японии построил там первую мечеть в стране. Несколько лет назад вышел двухтомник его дневниковых заметок о путешествии по России и Японии.

Самый известный поэт сибирских татар, уроженец Вагайского района Булат Сулейманов (1938- 1991), автор сборника «Белый метеор».

Художники Д.Р. Муратов (г. Тобольск) и Э.С. Тушаков (с. Юрты Меримовские), косторез М. В. Тимиргазеев и многие другие известны не только в Сибири, но и далеко за ее пределами.

Семья Арангуловых -талантливые самородки из Тобольска. Их мать, Закина Сайфулловна, «сибирская соловушка». В начале 80-х годов XX века был создан семейный ансамбль «Ключи счастья», который в 1988 году переименовали в «Лейла», в честь родившейся сестры. Первыми участниками ансамбля стали старшие дети Арангуловых - Хасан и Хусаин. Постепенно в коллектив, как ручейки в реку, влились еще четверо сыновей «сибирской соловушки».

Братья Хасан и Хусаин Арангуловы- мастера- косторезы, известные в Тюменской области барды, члены Союза художников России, обладатели черных поясов по каратэ.  

Россия - многонациональное государство. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять и уважать культуру и традиции всех населяющих её народов, необходимо в совершенстве владеть родным словом.

О. Бронникова, сотрудник АУ «Краеведческий музей Уватского муниципального района «Легенды седого Иртыша»

Виртуальные туры

Детский телефон доверия

Детский телефон доверия 8-800-2000-122

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Национальный проект

Приложение к МО 1145

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении