Период с 1598 по 1613 год в России рассматривался современной историей как системный кризис русского общества, или, проще говоря, «смутное время».
Смутное время – это эпоха социального, экономического, политического, династического и духовного кризиса, которая сопровождалась народными восстаниями, классовой и межклассовой борьбой, самозванцами, польской и шведской интервенцией и практически полным разорением страны.
Предпосылки темных периодов в истории нашей страны были заложены ещё во время царствования Ивана Грозного. Социальный кризис и экономический спад стали последствиями опричнины и массовых репрессий.
После смерти Ивана Грозного в 1584 году на престол вступил его средний сын Фёдор. Так как будущий государь обладал мягким характером, Иван IV ещё при жизни был вынужден создать регентский совет в помощь будущему правителю. Боярская «верхушка» начала борьбу с царской властью, чтобы сохранить привилегии. Особое влияние при дворе в этот период получил Борис Годунов, дочь которого впоследствии стала женой царя Фёдора Ивановича. Можно говорить о том, что фактически правителем страны становится Годунов. В 1591 году при странных обстоятельствах погиб младший сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий. Загадочная смерть сына Ивана IV бросила тень подозрений на Бориса Годунова, и не зря – именно он после смерти болезненного и бездетного царя Фёдора взошёл на престол.
Действующая власть не вызывала доверия населения, так как оно массово умирало после случившегося голода в начале 1600-х годов. Гибель царевича Дмитрия и смерть царя Фёдора повлекли прерывание династии Рюриковичей. Боярские группировки вели активную борьбу за престол. Практически все слои населения России в период конца XVI – начала XVII века были недовольны своим положением. Кроме того, Польша и Швеция усиливались и активно выказывали свои претензии на русские земли и престол. Все эти сложившиеся условия можно назвать причинами Смутного времени.
В этот сложный для страны период все сословия русского общества принимали активное участие в устройстве власти. Наверху были бояре; они начали Смуту, желая возвести на престол царя, при котором они бы играли главную роль. Дальше – боярство как правительственный класс; в продолжение Смуты не смогли действовать единодушно, поэтому раскололось на два слоя: от первостепенной знати отделяется среднее боярство, к которому примыкает столичное дворянство и приказные дельцы дьяки. На протяжении осады Москвы они мечутся между Тушинским лагерем и Москвой, выискивая выгоду и желая обезопасить себя на случай победы одной из противоборствующих сторон.
Следующей силой стало провинциальное (городовое) дворянство – оно было фактически исключено из политической жизни. Городовые дворяне разорялись, не имея возможности нести службу, после чего становились холопами крупных землевладельцев и монастырей. Провинциальное дворянство вело войну против бояр и московских дворян за политическое преобладание в столице, а не за отделение от центра.
Самой значимой силой стало казачество – новая общность людей, которая мучительно искала своё место в жизни. В состав казачества вливалось большое количество военных холопов (послужильцев). Это были несвободные служилые люди, они составляли свиту крупных землевладельцев и лично от них зависели. В годы голода землевладельцы были не в состоянии прокормить своих холопов и прогоняли их, но спустя какое-то время затребовали их назад. Многие обедневшие землевладельцы после разорения добровольно поступали в холопы. Казачество не выдвигало своей программы, а стремилось уничтожить правящий класс (бояр и дворян) с целью занять их место.
Крестьянство пострадало больше всего, так как содержало служилых людей и обеспечивало поступления в государственную казну, испытывая при этом наибольшую нагрузку по сравнению с другими классами. Крестьяне поддержали Лжедмитрия, рассчитывая на то, что это облегчит их тяжелое положение и разрешит им переход от одного землевладельца к другому. В истории крестьянство представлялось главной силой, которая выступала за уничтожение феодальных порядков.
Единственным оказавшимся на высоте сословием было духовенство. Иностранцы, в свою очередь, были о нем невысокого мнения, но духовенство проявило стойкость. Хорошо укрепленные монастыри стали мощными оборонительными центрами, где местное население находило убежище. Важным оборонительным и духовным центром стала Троице-Сергиева лавра, которая не только устояла под натиском врага, но и своими посланиями способствовала объединению разрозненного русского общества.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми – началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков.
Первое народное ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов, но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в марте 1611 года в Москве антипольское восстание потерпело поражение.
Уже в сентябре 1611 года нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения деньги, но этих взносов оказалось недостаточно, поэтому был объявлен принудительный сбор средств.
По предложению Кузьмы Минина на пост главного воеводы был приглашен тридцатилетний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Он не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. Так Минин стал «выборным человеком всею землею».
Под знамена Д. Пожарского и К. Минина собралось огромное войско – более десяти тысяч служилых поместных людей, около трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество людей из крестьян. Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входящих в состав русской державы.
Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства, а чудотворная икона Казанской Божией Матери стала предметом особого почитания.
В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны – дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова, сына митрополита Филарета, первого русского царя из династии Романовых, которая правила Россией в течение трех столетий. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.
Во время Российской революции 1917 года 4 ноября было провозглашено праздником Красной гвардии в знак уважения к подвигу Минина и Пожарского.
В 2005 году президент Российской Федерации Владимир Путин восстановил этот праздник и назвал его Днем народного единства. С этого времени в современной истории ноябрьский день стал символом единства и гармонии разных этнических групп, культур и религий страны.
Исторические события, связанные с народным единством, играют значительную роль в формировании национальной идентичности и национального самосознания. Они становятся символами и героями нашего прошлого, их историческая память сохраняется в национальной культуре.
С использованием материалов сети Интернет,
О.Г. Шестакова, научный сотрудник АУ «Краеведческий музей Уватского муниципального района «Легенды седого Иртыша».
8 ноября музей «Легенды седого Иртыша» посетили третьеклассники под руководством Ташбулатовой Кристины Артаваздовны. Вниманию ребят было представлено мероприятие «Как учились в старину», а также возможность созерцания красоты художественной выставки непрофессионального художника-любителя М.Н. Шумиловой и шедевров в технике «алмазной вышивки» Шуклиной Ю.В. из с. Уват и Першиной С.В. из с. Осинник.
С 3 по 8 ноября 2023 года пройдет ежегодная Международная просветительская акция «Большой этнографический диктант», которая знакомит с культурой народов, проживающих в России, а также позволяет оценить общий уровень этнокультурной грамотности.
В сентябре 2021 года в России появился уникальный проект «Пушкинская карта», давший возможность подросткам и молодым людям бесплатно посещать музеи, театры, а с февраля 2022-го - и кинотеатры. Своё название проект получил ввиду наибольшей узнаваемости А. С. Пушкина среди иных культурных деятелей России.
Программа создана для доступа лиц в возрасте от 14 до 22 лет к посещению культурных мероприятий за счёт государственных средств (в пределах особого лимита, пополняемого ежегодно) и что немаловажно - на территории всей России без ограничений, то есть картой можно воспользоваться не только в регионе проживания, но и путешествуя по стране.
Детский телефон доверия 8-800-2000-122
Размер шрифта: |
Изображения
|
Цвет сайта:
|
Настройки
|
Обычная версия сайта
|
Залы музея "Легенды седого Иртыша"
|
1Первый зал (ледниковый период)
|
2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе
|
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим
|
4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома
|
5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края
|
6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века
|
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны
|
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края
|
9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района
|
10Десятый зал (торговая лавка)
|
11Одиннадцатый зал (картинная галерея)
|
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)
|
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)
|
14Четырнадцатый зал (Из истории развития авиации Уватского района)
Подробнее... |