Выставка одного предмета

Дата создания: первая половина XX века

Место изготовления: с. Осинник

Материал: дерево, металл

Способ производства: ручная работа

Размеры: дл. - 70,0 см; ш. - 27,0 см; в. - 35,0 см

sanki.JPG

Санки детские изготовлены из дерева. Состоят из двух полозьев, концы которых изогнуты вверх и назад, двух брусков-нащепов и трёх поперечных брусков, соединяющих полозья. Каждый полоз представляет собой брусок, стёсанный с двух сторон топором. В каждом полозе сделаны отверстия, в которые вставлены прямоугольные копылья, имеющие с двух концов выступы – шипы меньшего размера. Верхние шипы копыльев вставлены в прямоугольные в сечении бруски-нащепы. Всю конструкцию фиксируют три горизонтальных бруска, вставленных в паз. Корпус санок соединяют тонкие металлические пластинки, присоединённые гвоздями.

Изготовление деревянных полозьев для саней являлось самой трудоемкой частью работы при создании и требовали определенных навыков и сноровки. В первую очередь, надо было выбрать дерево, из которого впоследствии выгибали полозья. В изготовлении русских саней использовали дуб, ясень, березу, вяз, черемуху и липу. Черемуха считалась самой мягкой из деревьев, вязкой и хорошо гнулась. Дуб был самым твердым из всех, поэтому требовал более длительного выпаривания и был капризен в работе. Береза для саней должна была быть срублена весной, когда она сочнее всего. Полозья, нащепы и копылья заготавливали летом и осенью. При подготовке древесины следовало учитывать, приобрело ли дерево эластичность. Чаще всего дерево несколько часов держали на пару. Некоторые мастера пропаривали его в бане, а другие вымачивали в воде по несколько месяцев. Кто-то даже подолгу кипятил. Ещё существовал метод запаривания дерева в собственном соку. Заготовку заворачивали в кору и укладывали на 2-3 часа в тлеющий костёр, после чего делали сгибание в нужном месте.

Возраст самых древних саней-находок относят ко II тысячелетию до нашей эры.

Первые сани появились у народов Севера. Полозья прообразов современных саней находили в торфяниках Финляндии и на Северном Урале. Устройство первых саней было гениально простым, но самое удивительное, что за тысячи лет его принцип практически не изменился. Две жерди связывались между собой. Передние концы привязывали к собаке, лошади или быку, а задние волочились по земле.

Само слово «сани» является исконно русским. Уже позже его заимствовали в свои языки латыши, венгры, румыны. Лингвисты полагают, что слово образовано от старого термина «сань», что буквально означает «змея». Аналогия здесь со следом от полозьев, напоминающих очертаниями гигантскую змею или же к самим полозьям, имевшим удивительное сходство со змеей раньше. Существовали в русском языке также «возила», «дровни», «каптана» и «избушка». В сущности, это те же сани.

В древнерусских летописях сани упоминаются с 9 века. Они были самым древним средством передвижения не только на Русской земле, но и в южных странах.

Сани были неизменным атрибутом главного зимнего праздника — Масленицы. Детские масленичные санки назывались в старину на Руси «чунки». На таких саночках на масленицу с горы катались не только дети, но и молодые девушки, парни и даже пожилые люди. Все это сопровождалось смехом, звоном колокольчиков и всеобщим весельем. Народная примета гласила, что чем дальше проедешь на санках, тем длиннее уродится в этом году лен.

Особенно захватывающими были масленичные деревенские катания на больших санях, в которых могло поместиться до 10 человек с «рулевым» во главе. В сани запрягали лошадей, украшали их лентами, колокольчиками. Катались около пяти часов с перерывами на застолья, пели песни.

После Масленичной недели зимние забавы, в том числе катания на санках с горы, конечно же, не прекращались. А когда наступала весна, до следующего снега детские санки вешали на стену в сенях.

О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Национальный проект

Приложение к МО 1145

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении