Выставка одного предмета

Дата создания: Конец ХIХ - начало ХХ веков

Материал: дерево

Способ производства: ручная работа

Размеры: дл. - 60,3 см; ш. - 9,5 см; толщ. - 1,0 см

 

Валёк (1).JPG

 

В старину стирка белья считалась самой хлопотной и неблагодарной домашней работой. 

Сколько сил и труда надо было положить, чтобы белье и одежда вновь засияли чистотой! И это в те времена, когда не было еще ни стиральных порошков, ни мыла, ни стиральных машин. Грязь из белья тогда, в буквальном смысле слова, выколачивали вальком. Это приспособление было повсеместно распространено на Руси. Как правило, вальком пользовались при стирке грубых вещей: мешков, половиков, постельников, стеганых одеял, фуфаек и все тех же мужниных портков. Использовали валек следующим образом. Белье, сильно намоченное стиральным раствором или водой (при полоскании), укладывали комом на мостки на речке. Брали валёк за ручку и ударяли нижней его поверхностью по кому белья, пока пластина валька не выбивала из него жидкость. Затем белье прополаскивали в стиральном растворе или воде и повторяли выколачивание белья до тех пор, пока оно не станет чистым.

Стирка белья исконно была чисто женским делом. С ранней весны до глубокой осени стирали женщины в проточной воде на открытом воздухе, стоя на коленях, на деревянных мостках. Обычно у каждой деревни были свои излюбленные места на реке, где в урочный час собирались деревенские бабы и за разговорами о семейном житье-бытье незаметно для себя отстукивали каждая свои грязные вещи. Так, мостки эти зачастую превращались в своего рода женский клуб, где под шлепанье мокрого белья происходил интенсивный обмен новостями.

У рачительных хозяек прошлого было в запасе немало интересных «безмыльных» рецептов стирки. Так, если белье от долгого употребления теряло свою первоначальную белизну, его помещали на два-три дня в кислое молоко. Для стирки повсеместно использовали отвар фасоли, «картофельную» воду (картофель натирали на терке и вливали в тепловатую воду). Находил применение и яичный желток, которым перед стиркой натирали пятна на шерстяной одежде.

Можно сказать, что процесс стирки в те далекие времена, несмотря на свою трудоемкость, напоминал настоящее священнодействие. Поэтому и отношение к тем хозяйственным орудиям, которые использовались при стирке, было особенное.

Например, валек клали в колыбель новорожденного в качестве оберега, а также подкладывали его под голову младенца во время обряда первой стрижки волос. Во многих местах России существовал такой обычай: муж должен был присутствовать при родах жены и кричать вместе с нею, корчась от мнимой боли.

Удобная ручка, широкая, гладкая, чуть выгнутая поверхность валька соответствует отработанному веками движению во время удара по мокрому белью. Археологические находки свидетельствуют о том, что основная форма валька Х века полностью сохранилась до XIX века; за эти столетия совершенствовались лишь его детали.

Очевидно, что валек подвергался при работе очень серьезным нагрузкам, поэтому дерево, из которого его мастерили, должно было быть тяжелым, прочным, не бояться влаги, не растрескиваться, не коробиться и не пачкать белье. Для изготовления вальков использовалась древесина таких лиственных пород деревьев, как берёза, ветла, липа, осина.

Скульптурность предмета, его объем народные мастера прекрасно подчеркивали резьбой. Её наносили на отдельные, нерабочие части валька – на кончик ручки, на боковые стороны и на верхнюю, чуть вогнутую плоскость. Нижняя, рабочая поверхность предмета оставалась гладкой, так как резьба при выколачивании могла повредить белье.

Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Национальный проект

Приложение к МО 1145

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении