Выставка одного предмета

Материал: лён

Способ производства: ручная работа

Техника: трепание, чесание

Льняная кудель.JPG

Льняные волокна являются одними из старейших волокнистых прядильных культур в мире. Использование льна для производства белья уходит корнями во времена Древнего Египта.

Сколько действий нужно было совершить с растением, чтобы из него получилась кудель, а затем и ткань. В середине мая мелкие блестящие семена льна высевали на поле. Посевом занимались мужчины, чтобы лён дал хорошие всходы. Когда лен всходил и начинал цвести голубыми цветками, это было очень красиво, казалось, будто небо спустилось на землю.

Затем лен нужно было вырывать с корнем, именно вырывать, чтобы были длинные волокна. Рукой захватывали стебельки льна у самой земли и вырывали с корнем. Никаких серпов не использовалось.

 Потом вязались небольшие снопы и расставлялись для просушки.

Прежде чем готовить лен к дальнейшей обработке, нужно вымолотить из него семена, из которых выжимали льняное масло. После обмолота лен идет на "расстил". Женщины брали лен и аккуратно расстилали его по всему полю. Желательно, чтобы это поле было слегка болотистым, влажным, еще хороши туманы и роса. Все это должно было быть в достатке, поскольку дело происходило в конце лета и осенью. Так лен отдыхал на поле еще около месяца. Потом лен собирали и опять на сушку! "Сушили лен в бане, на повите, потом на полатях. Но самые нетерпеливые хозяйки несли его сразу в избу и сушили на широкой русской печи. Высушенный лен имеет неказистый вид: темный, сухой, ломкий, занозистый. И только сами мастерицы знают, как идет превращение невзрачного стебелька в белоснежную ткань" (из воспоминаний старожилов).

Высохшие стебли льна легко ломаются, и только теперь их несли разминать, для этого было специальное приспособление: мялка.

Измятый лен необходимо было очистить от остатков кострики. Левой рукой держали повесмо (т.е. горсть трепаного и чесаного льна, скрученная особым образом в рыхлый моток, называлась «повесмо») на весу, правой били по нему тонким ребром деревянного инструмента, который называется трепало.

Отрепанный лен держали в сухости, затем начинали очесывать. Очес проходил в две стадии: крупной железной щеткой, получалось волокно самого низкого сорта (изгреби). Очес мелкой щеткой, сделанной из щетины, получалось волокно среднего качества (пачеси).  Оставшееся в повесме волокно — самое лучшее (собственно лен).

После очеса скатывали так называемые кудели и принимались прясть.

Пряжу с веретён перематывали на мотовило, считая и перевязывая нити. 60 нитей называли пасмо. Для хорошего холста из 9 веретен наматывали 1 мот (девятерник). Это была основа будущего холста.

Пряжу мотали не только для счета, но и для дальнейшей обработки. Моты тщательно мыли, вымораживали. Постепенно пряжа из темно-серой становилась всё светлее. Готовые для тканья моты были светло-серебристые. По количеству и качеству мотов судили о трудолюбии хозяйки и её дочерей. В семье, где были дочери на выданье, а мотов не было, и о свадьбе мечтать было нечего.

Наконец, наступал момент, который завершал долгую цепочку от льняного стебелька до льняного полотна. Это тканьё.

Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Национальный проект

Приложение к МО 1145

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении