Выставка одного предмета

Дата создания: XX век

Материал: ткань, нить

Способ производства: ручная работа

Техника: вязание крючком

Размеры: дл.- 184,0 см; ш.- 92,0 см; в. кружева- 30,0 см

Подзор 2.JPG

Часто у бабушек в деревнях, наряду с расшитыми полотенцами и скатертями, можно было

увидеть и декоративные юбки на кроватях – подзоры. Что это такое и зачем они нужны?

Подзор – это оборка. Используемая для украшения спального места. Она обрамляет нижний край кровати. Один край подзора по долевой украшался кружевом и вышивкой и спускался по лицевой стороне кровати почти до пола.

В отличие от современных моделей, кровати наших бабушек отличались приличной высотой и могли достигать в высоту до метра. Были они чаще всего металлические.

Высокая мебель использовалась не случайно, а чтобы спать как можно выше от пола, где при печном отоплении воздух всегда был значительно холоднее.

Таким образом под кроватью образовывалось вместительное свободное пространство. И хозяйки предпочитали использовать его с пользой для дела – помещали там разнообразные сундуки, короба, ларцы, корзины с домашней утварью. Только это же ведь не эстетично. Своеобразной ширмой, скрывающей все эти принадлежности от посторонних глаз, и служил подзор. То есть назначение этой «юбочки» было в первую очередь функциональным.

Однако, мастерицы, кои были раньше в каждом доме, обязательно украшали подзор специальным орнаментом или узорами, чтобы отгонять от спального места всякую нечисть и чужие дурные помыслы. Так незамысловатый кусок ткани превращался в оберег, защищая семейную пару от злых духов.

Богатство отделки зависело от мастерства и трудолюбия хозяйки, вязали крючком по схемам, или рисунок передавался от матери дочери. Мотивы вышивок на подзорах разнообразны: геометрический и растительный орнамент, птицы (утки, петухи, павы и др.); животные (лев, барс, конь); женские фигуры, мотив древа и образы мифологических животных. Вышивка на подзорах выполнялась в самых различных техниках (роспись, крест, тамбур, настил по перевити, вологодское стекло и т.д.).  

Почему вышивались подзоры, а не простыни? Потому что простыня быстрее грязнится, протирается – приходит в негодность. А вот подзор, который пачкается гораздо меньше, прекрасно подходил для того, чтобы на нём хранилась сакральная информация, и при этом он оберегал воспроизведение рода.


Из воспоминаний старожила Увата: «Моя бабушка, Александра Николаевна, кружевные подзоры вязала крючком и приспособлением внешне похожим на большую шпильку для волос. Для работы брала катушечные хлопковые нити. Бабушка вязала для себя и на заказ».
В некоторых семьях и сейчас хранятся, как семейная реликвия и дорогая сердцу память, подзоры наших бабушек и прабабушек.

В настоящее время после кратковременного забвения подзоры, несколько видоизменившись и утеряв обережную функцию, снова возвращаются в интерьеры.

Поговорка – «всё новое – это хорошо забытое старое» - вновь и вновь находит своё подтверждение.

Так вот и «юбочка для кровати» из прошлого уверенно входит в настоящее как модный элемент декора. Только куда-то подевались все вышитые символы, а вместе с ними и способность защищать от злых духов.

Существует множество разновидностей подзоров. Они могут быть выполнены в виде продолжения нижней простыни (наматрасника), который крепится на резинке к самому матрасу, могут крепиться отдельно на основание кровати с помощью «липучки», и иметь разные дизайны складок и отделки.

Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Национальный проект

Приложение к МО 1145

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении