Главная

Давайте совершим путешествие в историческое прошлое. Честь и хвала нашим предкам за донесение до нас культурного наследия, бережного сохранения истории.

 

Много лет тому назад, когда не было школ, больниц, библиотек, люди были безграмотными. Но это не означало, что они не могли быть талантливыми и творческими. Среди них были и поэты-самоучки, музыканты, танцоры, а также рукодельницы.

Мужчины работали на полях, добывали пропитание, строили жильё. А женщины, в свою очередь, занимались по дому, хозяйством, воспитывали детей, создавали уют. Так как не было магазинов, им самим приходилось украшать свой дом. Среди них были и ткачихи, швеи. Каждая хозяйка старалась лучше украсить своё жильё. Матери вязали, шили, ткали, а затем всё передавали своим дочерям.

В каждой семье хранятся вещи, пришедшие из глубины веков: домашняя утварь, украшения, одежда бабушек и дедушек, пожелтевшие фотографии… Чаще всего дорогие сердцу одежды, предметы быта, согретые руками нескольких поколений, ценности хранили в сундуках – скрынях.

 

asd1.jpg  dsa2.png

Сундук дорожный конец XIX – начало XX вв

 

2d3333.png

Сундук, обитый жестью конец XIX – начало XX вв

 

В уголке за дверью бабушкин сундук.

Крышку приоткроешь, перехватит дух.

Защекочет в горле запах нафталина

И необъяснимый, от вещей старинных.

Как-то я решила перебрать старьё,

Может что-то ценное? Нет, одно рваньё...

В свёрточке газетном - рыжая лиса,

Вяло лапки свесились, бусинки глаза,

Ротик приоткрытый с зубками кривыми,

Грела чьи-то плечи гордо в выходные.

Скатерти льняные, по краям мережка,

От храненья долгого дырки да прорешки.

Мулине цветными вышитые шторы.

Кто же так с любовью подбирал узоры?

Гладью лепесточки, стебельки цепочкой

И ажурной вязью мелкие цветочки.

Вот китайский веер, хрупкие пластинки,

Где-то ещё целые, где-то половинки.

Весь рисунок выцвел, лишь стежок по краю,

Кажется, раскроешь и в руках растает.

А на дне – газеты, пачки с нафталином.

Выступили слёзы, сердце защемило:

Кто теперь расскажет, для чего хранили

И какие чувства к тем вещам таили...

Сундуки и коробьи – «коренная русская утварь» - засвидетельствовал в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Даль. На Руси были распространены два вида сундуков – подголовник с плоской откидной крышкой и теремок с выпуклой. В маленьких, больше похожих на шкатулки, хранили ценные украшения, бытовые мелочи и деньги. В сундуках больших размеров – приданое, предметы одежды и продукты. Для надежности сундук оковывали железными полосами и навешивали тяжелые замки. А для красоты стенки расписывали яркими узорами: былинные богатыри, сказочные травы, «чудная птица» попугай. Сундук называют скрыней, от слова «скрывать», то есть «прятать» что-нибудь.

Во многих уголках России сундук всегда предназначался для невесты: в него родители девушки складывали её приданое. Сундук этот не отличался тонкой работой, точёностью и украшениями: обычный деревянный вместительный короб с откидной крышкой, закрывающейся на небольшой замочек на четырёх прочных ножках, а внутри на боковых стенках – узенькие полочки для мелких вещиц. Обычно приданое вмещало в себя: несколько юбок и сорочек, зимняя плюшевая жакетка, шаль поярковая, пуховый платок (признак семейного достатка), расшитые самой невестой и её мамой рушники и утирки (носовые платки), несколько холщовых простыней. После свадьбы в этот сундук перекочёвывали рубашки молодого мужа и его свадебный костюм. С такого «богатства» и начинали жизнь молодожены.

Сундук можно назвать маленьким музеем истории семьи. Когда открываешь крышку, комната сразу наполняется ароматами нафталина. Нафталин обычно использовался для сохранения содержимого в целостности. А еще запах шалфея и мяты отпугивает моль, поэтому в сундуке по всем уголкам раскладывали пестрые ситцевые мешочки с сушеной травой. Каждой вещи предназначалось свое отведенное место раз и навсегда. Самое дорогое и памятное укладывали на дно сундука. Например, крестильные сорочки детей, свадебный костюм жениха, платье невесты, документы, фотографии, похвальные листы, грамоты всей семьи за добросовестный труд в колхозе. Сверху лежали стопки полотенец, узелок со всем приготовленным «на смерть». Все старики заранее готовили для себя те вещи, в которых им предстояло пройти свой последний земной путь.

Также в сундуке могли храниться самые священные для семьи вещи, которые можно назвать семейной реликвией – это фарфоровые статуэтки, карманные часы и прочее. Как самое святое – письма, открытки, похоронки с войны. На самом дне сундука лежали старинные монеты как символ богатства.

Сундук был не просто предметом мебели, к нему было особое отношение. Ведь не о каждом слагали приметы и поверья! Например, такие:

1) нельзя открывать сундук в один из дней Масленицы, чтобы не выпустить из него богатство и удачу;

2) свой сундук отдавать никому нельзя – счастья не будет;

3) нельзя класть в сундуки детские вещи.

Часто для сокрытия от лишних взглядов сундук застилали кружевной скатертью или льняной. Также в быту столы покрывали самоткаными льняными скатертями, широко применявшимися в быту. Самотканые скатерти украшались вышивкой крестом или самодельными кружевами.

fggggggd43.jpg

Самотканая льняная скатерть

Ткачество – одно из самых древних ремесел, для которого широко использовали лен. Приходилось немало потрудиться, прежде чем лен превращался из растения в полотно – его пололи, дергали, стлали, трепали, чесали, пряли, ткали.  Изо льна делали простыни, скатерти, полотенца, рубахи.

Ремесло в России появилось в конце 18 века, старшие ткали или пряли, а те, кто помоложе, вязали. Главное орудие вязальщиц – это спицы и руки, которые обеспечивали всю семью теплыми вещами.

fdsf43.jpg

Вязаная безрукавка женская

Вязанием занимались в основном девушки и женщины. Работу выполняли не только спицами, но и крючком. Вязание крючком – одно из самых древних видов декоративно-прикладного искусства и этому виду рукоделия более трёх тысяч лет. Вязаные вещи находили в древних захоронениях Египта, Греции, Рима. С V  в. вязание практиковалось на Востоке, а к IX в. распространилось и в Европе. Наряду с обычным вязанием вещей выделяли еще и вязание крючком. В России этот вид вязания тоже укоренился. Например, для украшения кровати использовали подзоры (см. фото).

dsa34.jpg

В крестьянской избе считалось, что чем выше поднимешь кровать, тем теплее будет спать, так как снизу, с пола, идет холод. Естественно, образовавшееся под кроватью большое пространство (примерно до метра высотой) чем-то занималось: большими сундуками, ларями, корзинами и прочим. Так вот именно подзор закрывал все эти хозяйственные принадлежности и дополнял интерьер.

Вязали не только подзоры, но и салфетки.

fds3.jpg

Снег пушистый! Когда же он ляжет?

Взгляд по свежести зимней тоскует,

И предчувствуя пору иную,

Под рукой вдруг сверкнёт белым пряжа,

Чтоб вязались из ниток снежинки,

Все в ажурах и тоненьких сетках –

Словно иней, упавший на ветки,

На кусты и на крошки-травинки.

А пока я мороз поджидаю,

Весь мой дом, как снегами, украшен

Вереницей салфеток, и даже

К рушникам кружева подбираю…

…Наконец-то снежинки порхают!

Их разносит волшебница-вьюга.

И салфетки мои друг за другом

К моим добрым друзьям улетают.

Вязание крючком всегда было одним из самых интересных занятий. Вещи, связанные крючком, отличаются удивительной воздушной красотой и ажурностью. Такие поделки всегда украшали домашнее пространство, придавая ему неповторимый уют. Чаще вязали салфетки, которые использовали не только в комнатах, но и на кухне. Ажурные изделия можно было наблюдать на столах, подоконниках или ими укрывали самовары.

Одним из символов гостеприимного дома является самовар, а у любого русского человека первой ассоциацией со словом «самовар» на ум приходит уютное чаепитие в кругу большой дружной семьи. Приятные посиделки были немыслимы без такого прибора, его наличие в доме говорило о достатке в семье, поэтому самовару отводилось специальное видное место – обычно его ставили в так называемый «красный угол».

asd4444.jpg

Самовар считался укоренившимся предметом в жизни русского человека, стал национальной культурной традицией. Помимо главной функции, самовар был еще и предметом украшения стола и всего дома. Медные изделия ценились в то время, и он по праву стал настоящим произведением декоративно-прикладного искусства. Самовар прославляли в песнях и книгах, изображали на картинах, в народе бытовало много разных присказок, поговорок и частушек о самоваре – и в каждом произведении о нем были только теплые слова, произносимые с уважением и любовью.

Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения, и отношение к нему всегда было особое. Без него не обходился ни один семейный совет, за чашкой чая решались серьезные вопросы, деловые сделки и творческие поиски. Недаром говорили в народе – «печка – матушка, да самовар-батюшка».

В ассоциации с чаепитиями долгими зимними вечерами возникает образ нарядной хозяйки – радостный, яркий, позитивный. А главным украшением русской женщины был платок, или вязаная шаль.

fddddd.jpg

 

Платок является интересным дополнением любого наряда – его можно завязать на голову в прохладное время года, обмотать вокруг шеи в качестве дополнения к образу, можно накинуть на плечи. Вязаная шаль выгодно подчеркивает цветовое решение дизайна одежды.

Шали вязались и двусторонними, и односторонними, всегда были предметом национального костюма и соответствовали традиции сокрытия форм женского тела.

Девушки носили шали, свернутые широкой полосой, накладываемой серединой на лоб и обертываемой вокруг головы. Концы сзади перекручивались и искусными завитками переводились снова наперед. Замужние женщины оставляли угол шали не завернутым для прикрытия темени, пожилые – распускали концы шали по спине. Молодые женщины закручивали шалевый платок вокруг головы. На Руси, в дворянских семьях, девочек учили носить шаль, повязывать ее и даже танцевать с ней.

Как только человек научился делать вещи, он начал их украшать. И при помощи вещей украшать себя и свое жилище. Уже в древности люди поняли, что вещи нужны не только для пользы дела, но и для создания прекрасного. Вышивка, вязание, рисование, ткачество, плетение – это направления, в которых работали рукодельницы. Вышивка, например, насчитывает века. Для Руси характерна вышивка крестом и гладью. Это было одно из самых первых украшений всех льняных вещей и предметов быта наших предков. К этому можно отнести один из известных предметов повседневного быта – полотенце.

fdsdf33.jpg

Без полотенец не могли обойтись ни в крестьянской избе, ни в зажиточном доме. На этих предметах быта вышивали инициалы владельца, дарственные надписи и пожелания. Такие полотенца готовили в приданое на свадьбу, ими украшали интерьер жилого помещения, чаще всего вешали над иконами. А в обиходе были в основном домотканые полотенца, украшенные несложным рисунком, либо вытканные из цветных ниток. Чаще встречались полотенца, вышитые крестиком, в обиходе их называли рушниками. Рушник-утиральник предназначался для вытирания рук и лица при умывании утром и вечером. Такие рушники обязательно присутствовали в каждом доме, вышивались они по особым правилам и пользоваться им надо было по правилам: по утрам утирались нижним (левым) концом, по вечерам – верхним (правым). Считалось, что умывание с использованием рушника-утиральника утром защищает и придает силы для дневных трудов, вечером – снимает усталость.

Предполагалось, что вышивка на рушниках должна была оберегать молодоженов от порчи, сглаза. Предки верили, что вышитые полотенца и скатерти в доме символизируют ограждение дома от всякого зла, а вышивка на одежде хранит того, кто ее носит. В настоящее время сохранился обычай встречать почетных гостей с хлебом-солью, подносимыми на рушнике. Для торжественных случаев они имели особую вышивку и даже кружева. Работу производили долгими осенними вечерами, сопровождая рукоделие песнями. Женщины долгие часы проводили за ткацким станком и овладевали всеми видами техники узорного ткачества.

Рукоделие на Руси было не только способом организовать досуг, но и возможностью создания многих необходимых в быту вещей для себя, дома и даже на продажу. Русские женщины всегда были знатными мастерицами. Поэтому, являясь одним из самых древних видов, рукоделие приравнивается к искусству.

Рукоделие на Руси развивалось и преобразовывалось, отражая сменяющиеся времена и обычаи. В средние века вышивка стала важной частью русской культуры и народного быта. Со временем рукоделие стало значимым социальным явлением, предметы его часто были особыми подарками и сувенирами, которые передавались из поколения в поколение. В настоящее время многие люди стараются сохранить и передать традиции этого искусства, создавая новые работы и экспериментируя с техниками. Рукоделие из необходимости организовать быт и украсить дом стало не только увлекательным хобби, но и способом сохранить национальное наследие и культуру.

О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

 

 

Национальный проект

LogoBlue.png

Виртуальные туры

Детский телефон доверия

Детский телефон доверия 8-800-2000-122

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении