Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения, конечной целью которого является формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.
Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно осуществляться в образовательных организациях. Для решения этой задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструментарии, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.
Одним из таких инструментариев является программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России», реализуемая в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» при поддержке Министерства просвещения.
Программа направлена на формирование социально-значимых ценностей обучающихся – Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание. Совместно с педагогами в течение учебного года ребята достигают звание «Орлёнок» в семи треках:
«Орлёнок-Лидер»;
«Орлёнок-Хранитель исторической памяти»;
«Орлёнок-Мастер»;
«Орлёнок-Эрудит»;
«Орлёнок-Спортсмен»;
«Орлёнок-Доброволец»;
«Орлёнок-Эколог».
Дополнительное образование эколого-биологической направленности осуществляется путём реализации треков названного проекта и обучающимися МАОУ «Уватская СОШ».
Так, 26 и 27 марта учащиеся начальных классов под руководством Коптяевой Н.Ю., Лиховец З.С., Захаровой Т.А., Ждановой З.М. посетили мероприятие-викторину «Птицы» в краеведческом музее «Легенды седого Иртыша».
Научный сотрудник О.Г. Шестакова провела викторину с целью ознакомления учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показа огромного значения пернатых в природе и жизни человека, раскрытия роли охраны крылатых и окружающей природы в преддверии Международного дня птиц. Желая развивать экологическое мышление и творческое воображение детей с опорой на знания, полученные в разных видах деятельности, Ольга Германовна в ходе мероприятия способствовала развитию интереса обучающихся к нашим соседям по планете – птицам.
Обучающимся начальных классов была дана историческая справка праздника в мире. Следует также отметить, что День птиц в России поддержали и укрепили юннатские организации и учёные-биологи в начале XX века. А вообще на Руси с весенним прилётом птиц было связано множество древних традиций – именно в это время принято было печь оригинальную сдобу в виде жаворонков, развешивать кормушки и скворечники.
В ходе мероприятия школьники выяснили, что «совиным попугаем» называют какапо, у птицы киви нет крыльев и хвоста, множественное поселение птиц называется рынком, у дятла самый длинный язык из всех птиц и многие другие факты.
Дети зарядились позитивом и находились в прекрасном настроении! Они сделали вывод о том, что пернатые друзья населяют все уголки нашей планеты – встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безвыходных песках, и над безбрежными просторами океанов.
О птицах много знаем мы,
И в то же время мало.
И нужно всем: и вам, и нам, -
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
О.Г. Шестакова, научный сотрудник АУ «Краеведческий музей Уватского муниципального района «Легенды седого Иртыша».