Если человек не любит хотя бы изредка смотреть
на старые фотографии своих родителей,
не ценит память о них, оставленную в саду,
который они возделывали,
в вещах, которые им принадлежали, -
значит, он не любит их.
Если человек не любит старые улицы,
старые дома, бывшие «участниками» его юности,
свидетелями исторических событий, -
значит, у него нет любви к своему…
Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны,
он, как правило, равнодушен и к своей стране.
Д.С. Лихачев «Заметки о русском»
Существует непрерывная связь между временами – прошлым, настоящим и будущим. Она осуществляется через наследие, доставшееся нам от предков, и мы должны сохранить его для потомков. Это умозаключение имеет большое значение и для Анны Владимировны Цветковой, родившейся на Сибирской земле в д.Солянка Уватского района. Появление девочки в семье тружеников, пример тружеников нескольких поколений, выбор профессии, опыт работы учителем начальных классов на протяжении нескольких десятков лет… Период взросления и становления вызвал вопрос: «Кто я? Откуда мои корни?», просмотр старых фотографий и записей деда Герасима Николаевича Калинина, факты о судьбах родственников – всё это привело к работе над семейным архивом.
Анна Владимировна обращалась в музеи г. Тобольска и г. Омска. Найденный материал был интересен не только родным людям, но и землякам, так как в судьбах одного рода отражается история страны.
После присоединения Сибири к Российскому государству в поисках лучшей доли сюда устремились хлебопашцы. В 1871 году в деревне Солянская проживало: мужчин – 96, женщин – 110 (казаки), в деревне Мокроусовка: мужчин – 48, женщин – 66 (казаки), в Солянских юртах: мужчин 5, женщин – 7 (остяки).
Солянка в то время была разделена на две части оврагом. В одной части располагалась Мокроусовка, а во второй, где жили Калинины, - Солянка. От проживающих в Солянских юртах остяков впоследствии появилась фамилия Задубины. Бабушка Анны Владимировны рассказывала о том, что переселенцы просили разрешения у местных для того, чтобы поймать осетра. Также из рассказов стало известно, что предки строили дома на коренных стойках. На месте Солянки был когда-то сосновый бор, поэтому при строительстве спиленное под корень дерево использовалось как фундамент.
***
Кто же является предками Калининых? Существует три версии.
Первая гласит о том, что предки Анны Владимировны были староверами. В пользу данной гипотезы говорит семейная реликвия – створа от трёхстворной иконы, полученная Анной Владимировной в наследование от бабушки Акулины Ивановны. У староверов бытовал обычай: благословляя детей, разделять створы. Так поступил прадед Анны Владимировны – Никифор Яковлевич Калинин – разделивший створы между сыновьями. Впоследствии одна створа досталась бабушке героини, Акулине Ивановне, от прабабушки, Александры Устиновны, на свадьбу. А вторая створа была отдана любимому сыну Ефиму Ивановичу, когда тот покидал родную Солянку. О третьей створе информации нет.
Вторая версия гласит, что предки Калининых были служивыми казаками.
По третьей версии предками являются переселенцы-евреи. В пользу этой версии служит история о прадеде Анны Владимировны, Калинине Иване Никифоровиче, который изумительно играл на скрипке. После смерти прадеда долго хранились красные валенки и незабвенный инструмент. Любовь к игре на скрипке в роду оставалась – под ее звуки не только радовались, но даже и, бывало, хоронили.
Кем бы ни были предки рода Калининых, одно доказывать не нужно: это были великие труженики. Почему для людей так важно передать свой опыт, а главное – свои чувства, переживания, раздумья? Пожалуй, для того, чтобы, уходя из жизни, осознать, что твои старания и страдания были не напрасны. В свою очередь, Герасим Николаевич Калинин, покидая сей мир, спешил оставить на Земле свои воспоминания о роде Калининых. Некоторые записи он сделал сам, другие были зафиксированы под его диктовку. Благодаря этому дневнику можно составить родословную семьи Калининых из д. Солянка.
Логично начинать рассказ с семьи Никифора Яковлевича, разделившего створы между детьми, так как он является главой семейства. Жизнь Никифора Яковлевича была горькой. Родился он у Якова и его жены Моти. Когда мальчику было 10 лет, мать умерла. Отец привел молодую жену, но она невзлюбила Никифора и потребовала выбирать – либо она, либо Никифор. Яков не мог противиться жене, а Никифор был неглупый и всё понимал, поэтому нанялся в работники в своей деревне и жил так два года. Мачеха была непреклонна, несмотря ни на что, поэтому Никифор уехал в Ишим. У отца с мачехой родился сын Андрей Яковлевич. Время шло… Яков ничего не знал о Никифоре, потому заявил в волость, чтобы разыскали. Беглеца нашли и привезли в одной шубейке в Солянку. Что у батрака может быть, кроме шубейки?
Но дома так и не приняли Никифора. Пришлось после возвращения идти к тётке Марье. Заплакал Никифор: «Что делать, тётя? Опять наниматься, батрачить?». При царизме другой работы не было: или батрачить, или своё хозяйство заводить. Тётушка совет дала: «Женись, Никиша, а потом хозяйство заводить будем». Так и женился Никифор Яковлевич на Хавронье Семеновне; купили избушку, кобылу за сорок рублей. Тётка дала в хозяйство корову Бурёнку. Будто бы к весне готово было всё. Никифор Яковлевич занимался подготовкой сошек, бороны. Только не сразу удалось вспахать поле на бессильной кобылке. Расстроились молодые, пригорюнились. Хавронья Семеновна плакала: «Как жить будем, Никифор?». На что муж отвечал ей: «Не горюй, Хавруша, заживем». Опять же через тётку помогли молодой семье Степановы: и землю засеяли, и рыбачили с ними, и другими заботами жили. Улов брали хорошо, осетров ловили. Средний осетр был с пуд весом, если икряной, то продавали по 16 рублей за штуку. Корова в то время стоила 16-20 рублей в зависимости от упитанности – следовательно, если осетра добыл, значит, корову взял. Так и поднималось хозяйство Никифора Яковлевича.
Вскоре родился у молодых первенец Артем. Детей в семье считали счастьем. После появились сыновья Николай, Иван и дочь Фёкла. Жили в бедноте, но росли все мастеровитые, всё умели делать. Со временем к хате пристроили ещё один дом, первый заменили; построили новые амбары, двор в порядок привели.
С годами Никифора Яковлевича избрали в волость хозяйственником – на третий год работы он завел часы, ведёрный самовар, посуду и многое другое. Никифор часто приговаривал: «Всё, что дедушка завёл – умножить».
В возрасте 85 лет заболел Никифор Яковлевич и умер. Перед смертью наказал сыну Ивану: «Понесут меня из дома, бери свою скрипку и походный марш играй». Сначала поп запретил, а когда пожелание умершего ему объяснили, не стал перечить.
Судьбы детей Никифора Яковлевича и Хавроньи Семеновны сложились по-разному.
Старший сын Артемий поступил в армию на действительную службу. Была у него с юности невеста – Катя. Обещал Артемий жениться на девушке. Служил юноша на Севере хорошо, был дисциплинирован, приходили значки, благодарности. Но во время службы имел связь с зырянкой. Перед окончанием срока реже стал с ней встречаться, а она хотела стать его женой и с ним ехать. Но так как дома Артемия ждала невеста Катя, то не взял он с собой зырянку. На что обиженная девушка ему сказала: «Если ты меня не возьмешь с собой, то долго не проживешь».
Встретились после армии Артемий с Катей. Стали с братьями на хлеву крышу крыть, стропила поставили, решетить стали, зарубать. У Артема топор из рук выпал. Увели мужчины его в избу, а он сказал, что хворает. Полежал так неделю и умер – вот что зырянка сделала. А Катя замуж так и не вышла, никого ей не надо было, кроме Артюши. Прожила с братьями, помогала по хозяйству, с детьми.
Второй сын Николай Никифорович женился в 1899 году: взял в жёны Ксению Васильевну из Першиной. Жили дружно, слова грубого в доме не было. В семье родились дети: Прасковья – с 1900 года, Герасим – с 1903 года, Карп – с 1905 года, после были два Егора – умерли, Авдотья – с 1915, дальше была Марья – умерла, Степан – с 1920 года.
Война 1914 года прошла с участием Николая Никифоровича – служил он в 701-й Тобольской дружине, охранял губернатора. За хорошую службу ему объявили благодарность и дали три дня отпуска. В казарме Николай сказал: «Я сбегаю за эти три дня домой, проведаю жену и детей». Расстояние составляло 180 километров! Как уж он шёл, как ноги терпели – только ему ведомо. Но два дня дома пробыл, потом приписался к почте и ко времени был в своей части. Выносливые люди были! В 1941 году Николай Никифорович всю семью прокормил – рыбу ловил, ещё и голодающим давал. Характеризовался как человек честный, общественный.
Третий сын Иван Никифорович был бакенщиком. Виртуозно играл на скрипке и с другом в свободное время устраивал на берегу Иртыша концерты. Настолько мужчины вдохновенно играли, что, по рассказам сельчан, даже проходящие корабли иногда причаливали.
Женат был на Александре Устиновне. В семье родилось три сына и четыре дочери, один из сыновей умер. В военное время старший сын Яков Иванович погиб за Родину.
Сведений о дочери Никифора Яковлевича и Хавроньи Семеновны – Фёкле – нет.
***
Отдельной строкой следует говорить о героях рода Калининых. Многие мужчины были участниками различных исторических и военных событий.
Первый сын Николая Никифоровича, Герасим, был участником Гражданской войны и потом, в августе 1941 года, был мобилизован на фронт, где воевал минометчиком в составе 98-й стрелковой дивизии. В январе 1943 года получил ранение и был демобилизован из армии по состоянию здоровья. За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с фашистскими захватчиками, Герасим Николаевич награжден орденом Отечественной войны II степени.
Получилось так, что старший сын Герасима Николаевича, Григорий, тоже воевал. На фронт ушёл в возрасте 17 лет – 8 мая 1943 года. После учебы курсантом был переброшен на Западную Украину. В звании сержанта прошел войну и ещё до 1950 года воевал с бандеровцами, пока не списали. Трижды был ранен. Третье тяжёлое ранение получил в 1949 году: лежал год на вытяжке ноги. Также был ранен разрывными пулями в ногу и в плечо. В августе 1950 года был комиссован по состоянию здоровья. Награжден орденом, медалями. С женой Лизой вырастили семерых сыновей и одну дочь.
Сын Николая Никифоровича, Карп, в период становления советской власти вступил в Союз молодёжи, скомплектовал группу из двенадцати человек. Также был секретарём комсомольской организации, сам организовал ТОЗ (артель). После организации колхозов стал трудиться бухгалтером. В военные годы был в разведке, на втором году военных действий получил тяжелое ранение. Приехал домой, год жил в Увате. Затем снова был призван на фронт. К сожалению, открылись старые раны, состояние ухудшилось и Карпа Николаевича отпустили домой. Через год после возвращения он умер. В семье Карпа остались дети: Виссарион, Геннадий, Валерий и Елена.
Младший сын Николая Никифоровича и Ксении Васильевны, Степан, всего два года учился в школе, а потом много работал. Начал трудовую деятельность в колхозе, от которого направили учиться на животновода. В годы армейской службы служил на Кольском полуострове. На втором году срочной службы Степана началась Великая Отечественная война. Участвуя в боевых действиях, Степан Николаевич прошел путь от Мурманска до Германии в течение всей войны. По завершении военных действий ещё год служил в армии. После вернулся на родину, много лет работал приёмщиком в Заготзерно, после ушёл в магазин продавцом, где работал до ухода на пенсию. Через два года после выхода на заслуженный отдых Степан Николаевич умер.
Сын Ивана Никифоровича, Яков Иванович, родившийся в 1904 году, до призыва в армию жил и работал в деревне Солянка. Первым вступил в комсомол, в колхоз. Характеризовался деятельным и трудолюбивым человеком. Был направлен учиться на механизатора – до войны работал комбайнёром, являлся передовиком производства.
Из Увата был направлен в Тюмень в пехотное училище. 28 августа 1941 года ушёл на фронт. Дома остались жена Пелагея и семеро детей.
На Якова Ивановича пришло две похоронки – какая достоверная, до сих пор неизвестно. В одной сообщалось, что пропал без вести 27 августа 1942 года, в другой говорилось, что пропал без вести в ноябре 1942 года. Старожилы д. Солянка рассказывали по этому поводу интересную историю. Оказывается, в то время в деревне было три Калинина Якова Ивановича и все – почти одного возраста, практически одногодки. Чтобы не путать ребят, деревенские старики нашли выход: один стал Яков «Малков», другой – Яков «Середнев», а третий – Яков «Большой». Так вот Яков Иванович 1904-го года рождения был Яковом «Большим», потому что был старше остальных Яковов.
Д ругой сын Ивана Никифоровича, Ефим, родился в 1910 году в д. Солянка. Работал в Увате в органах милиции. Был направлен в город Омск на курсы, после чего работал в звании старший лейтенант милиции г. Омска. С первых дней войны был призван на фронт. Воевал в звании капитана, был заместителем начальника по политической части минометного батальона 1227 стрелкового полка (Гдынский Краснознамённый, ордена Александра Невского) 369 дивизии (Карачаевская Краснознамённая).
Ефим Иванович был ранен, отправлен в госпиталь, где скончался 27 февраля 1943 года. Похоронен в братской могиле на станции Бирюлево Московско-Донбасской железной дороги. Родным пришли похоронка и известие о том, что Ефим Иванович награжден орденом Красной Звезды. Мать Александра Устиновна ездила в Москву хоронить дорогого сына; привезла китель сына, орден и планшет, в котором хранились документы и записи. По рассказам родственников, орден был передан в Тобольский музей-заповедник племянницей Азановой Валентиной Кирилловной, дочерью Калининой Марии Ивановны, сестры Ефима Ивановича. Валентина Кирилловна долгое время являлась сотрудницей Тобольского музея-заповедника. Родные и близкие с глубоким уважением относились к Ефиму Ивановичу, а племянники ласково называли его Ненюшкой.
Третий сын Ивана Никифоровича, Никанор, родился в августе 1921 года в д. Солянка. После рождения ребенка долго выбирали имя между Пантелеймоном и Никанором. Назвали Никанор. В 1937 году окончил 7 классов Уватской средней школы, в том же году поступил учиться в Омский машиностроительный техникум, откуда с третьего курса в 1940 году был призван на срочную службу в ряды Р.К.К.А. В армии был зачислен курсантом Иркутского авиационного училища – учился один год, получил воинскую специальность авиамеханика и был направлен на службу в авиаполк. Участвовал в боевых действиях с первых дней и до окончания Великой Отечественной войны, имел воинское звание – гвардии старшина. На основании указа Верховного Совета СССР от 20 марта 1946 года был мобилизован и вернулся в родную деревню. Никанор Иванович был награжден медалями «За взятие Кенигсберга», «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги».
В послевоенное время Никанор Иванович работал учителем физической культуры в Юровской школе. В 1949 году вместе с семьёй переехал в село Красный Яр, там продолжил педагогическую деятельность в Красноярской школе. По жизни Никанор Иванович был скромным человеком, Красный Яр считал вторым домом. В семье росли четыре дочери: Акулина, Ирина, Евгения, Мария. Ушел из жизни Никанор Иванович в августе 1982 года.
Страницу чествования представителей рода Калининых следует отвести и женщинам.
Калинина Мария Ивановна, дочь Ивана Никифоровича и Александры Устиновны, родилась в Солянке в июне 1924 года. Училась в школе, потом работала в колхозе. С началом войны 17-летней девчонкой ушла на фронт добровольцем – призывалась из Тобольского военкомата. Из воспоминаний Марии Ивановны: «…на тренировочных занятиях необходимо было быстро забраться на столб и устранить повреждение. Сапоги были большие, винтовка мешала. После команды «Выполнять!» скинула сапоги, оставила винтовку и босиком быстро взобралась на столб. Впоследствии за этот поступок была отправлена на гаупвахту».
Мария Ивановна была связисткой, прошла всю войну. Есть информация, что службу проходила на Дальнем Востоке. Вернулась с фронта чуть позже Никанора Ивановича. Долгое время Мария Ивановна находилась на воинском учете в военкомате. В послевоенное время работала на почте в селе Юровское, потом была направлена в Черпию. Через несколько лет вернулась в Солянку, а позже переехала в г. Тобольск. Воспитывала дочь Валентину. Мария Ивановна характеризовалась как жизнерадостный позитивный человек. Умерла 9 сентября 1982 года.
Другая дочь Ивана Никифоровича, Акулина (в замужестве Каюкова) родилась в Солянке в 1907 году. Акуля очень хотела учиться, но не довелось. В 1929 году вышла замуж и переехала в деревню Першина. С началом войны мужа Акулины, Ивана Измайловича, забрали на фронт, где он погиб в 1943 году. Осталась Акулина с пятью детьми на руках. Было нелегко. Женщина работала в рыбацкой артели, ухаживала за животными. Жила надеждой на то, что война вернет назад кого-то из родных. Перед возвращением с фронта Никанора и Марии Акулина видела сон, в котором два волка через лог шли в деревню. Проснувшись, она сказала, что кто-то скоро вернётся домой. Так и вышло.
Акулина Ивановна была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Бабушку Анны Владимировны Цветковой по праву можно считать долгожителем, ведь она прожила 92 года. Столько тепла и доброты ко всем без исключения излучала Акулина Ивановна, в её доме всем и всегда были рады. Эту женщину можно считать настоящим русским человеком по широте души и открытости характера. Многие до сих пор, вспоминая, называют её «незабвенная наша Акулина Ивановна». Именно бабушка Анны Владимировны сохранила семейную реликвию – одну створу иконы – которую когда-то передал Никифор Яковлевич своим сыновьям.
Ирина Ивановна родилась четвертым ребенком в семье в 1912 году. Рано начала работать – чаще трудилась в поле, так как с детства была глухонемой. Появилась на свет Ирина нормальным ребёнком, но в один год случилась беда – маленькая Ира играла возле открытого окна и выпала из него. На девочку напала соседская корова, находившаяся рядом с телёнком. Сильно досталось Ирине, прохожие с трудом отогнали корову. После этого происшествия Ирина перестала разговаривать и оглохла – настолько сильным оказался испуг. Но все очень любили Ирину – она всегда была с улыбкой на лице – и многие очень хорошо понимали её.
В рамках своей трудовой деятельности Ирина вязала снопы, косила сено, работала на току, чинила мешки. Приходилось девушке помогать и в домашнем хозяйстве – работала телятницей. Ирина Ивановна награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Умерла Ирина Ивановна в мае 1972 года, похоронена в Юровском. На малой Родине жить и трудиться остались ее дети – дочь Раиса и двое сыновей. Алексей и Сергей достойны памяти предков, ими тоже можно гордиться – с самого начала специальной военной операции братья ушли на фронт добровольцами, с честью и достоинством пройдя испытания.
Ещё одной дочерью Ивана Никифоровича и Александры Устиновны была Евгения, родившаяся в 1918 году. Окончив два класса школы, Женя начала работать – надо было помогать родителям. Приходилось выполнять любую работу – растить лён, ткать холст. С первых дней организации колхоза Евгения начала трудиться на ферме – всю жизнь посвятила заботе о животных. Евгения Ивановна награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ветеран труда», «За освоение целинных земель», серебряной медалью ВДНХ, почётными грамотами.
Умерла Евгения Ивановна 16 сентября 1986 года, похоронена в Юровском.
Вот такой многочисленный род Калининых из Солянки. Остаётся гордиться тружениками Земли Сибирской! Анна Владимировна желает, чтобы не прерывалась времён связующая нить, ведь в родословной каждой семьи заложена отдельная страница истории страны.
По материалам одноименной статьи, написанной Анной Владимировной Цветковой, и опубликованной в сборнике «Мы живем на земле уватской»,
О.Г. Шестакова, научный сотрудник АУ «Краеведческий музей «Легенды седого Иртыша».