Главная

Из окна вертолета МИ-2 прекрасно видно, как весна постепенно вступает в свои права. В начале пути от Увата до Демьянки на сопках хорошо просматриваются белые свечи берез с вишневым обрамлением кроны и статные нежно-салатные стволы осин, стоящие еще среди девственного белого снега. Затем пошли болота с небольшими блюдечками проталин и с проступающими из подтаявшего снега моховыми кочками, пресеченные четкими линиями просек и лентами зимников (дорог). Время от времени под окном иллюминатора мелькали небольшие озерки, покрытые темноватым льдом, отделенные друг от друга гривками с хвойными и лиственными деревьями. Вскоре пошла зона леса с преобладанием хвойника и мелких, очень извилистых речушек, уже заполнявшихся темно-коричневой болотной влагой и впадающих в Демьянку. Река Демьянка – одна из пяти самых крупных по водоносности рек юга Тюменской области (после Иртыша, Тобола, Тавды и Туры), названа в честь остяцкого князя Демьяна. Ее длина – 1159 километров, площадь бассейна – 43,8 тысяч квадратных километров. Сверху видно, что на реке осенцы (осенний лед) еще расположены высоковато и только начинают образовываться забереги. До Ярсино лететь примерно часа полтора.

 

Мы летим по приглашению Семёна Ивановича Ярсина к ханты в стойбище Ярсино на «медвежью вечерку». В составе группы – оператор А.Емелёв, фотограф И.Лупашко, сотрудники районного музея «Легенды седого Иртыша» Л.Телегина и О.Бронникова.

 

Очень давно, когда люди еще не умели добывать огонь, жил медведь вместе с отцом за облаками и, видя оттуда землю, менявшую свой наряд с белого на зеленый, думал, что жизнь там интереснее, чем среди звезд. Трижды просил медведь своего могущественного отца отпустить его на прогулку вниз, пока тот не согласился и спустил сына в люльке на землю. Проголодался медведь на земле, стал проситься обратно, но родитель бросил ему лук, стрелы и огонь и повелел жить на земле, добывая себе пищу, и чинить справедливый суд над теми, кто творит зло. А в случае, если сам сын поступит несправедливо, то человек учинит расправу над ним. Медведь не внял предупреждениям отца, много натворил бед. Убил его один из семи братьев-охотников, забрал у него лук, стрелы и огонь, которыми с тех пор и стали пользоваться люди. Так рассказывает легенда.

 

Медведь для северных кочевых народов не просто сильный и свирепый зверь. Это хозяин тайги, сосед, старший брат и охотник. Ненцы, ханты, манси почитают его издревле. В финно-угорских странах считается, что Медведь – Сын Бога Торума, по одной из легенд, из любопытства спустившийся на Серединную Землю к людям. Люди, не узнав, случайно убили его и только потом поняли, что Он их Родственник, Брат, Друг. Поэтому к Медведю всегда относятся не как к зверю, а как к Сыну Божьему, почитают его, уважают, любят.

 

Охотники перед тем, как убить зверя, совершают особый ритуал, чтобы очистить и вернуть душу медведя небесному отцу.

 

В духовной культуре ханты большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов, называемый «медвежий праздник», или «медвежьи игры». Он приурочен к зимнему солнцестоянию (начало) и весеннему равноденствию и проводится как периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. На Демьянке этот праздник называется «медвежья вечерка».

 

Вторая форма праздника сохраняется на Демьянке и сейчас. «Медвежью вечерку» – поминки – ханты обязательно справляли раньше над каждым убитым медведем. Эти обряды и сейчас проводятся ими, но только в том случае, если «братец» не оказался «нечистым», то есть виновником гибели человека. Бесспорным доказательством виновности считается присутствие в желудке зверя клубка человеческих волос. Мясо нечистого медведя обыкновенно сжигается.

 

Если нет возможности справлять вечерку непосредственно после охоты, убитого медведя убирают в холодный амбар, где он лежит до удобного случая. Сёмен Ярсин убил медведя в ноябре прошлого года, а мы прилетели к нему на праздник 13 апреля. С его слов, последняя «медвежья вечерка» справлялась примерно лет 10 назад, и проводил ее отец Семёна. Как правило, она справляется 4 дня по медведице и 5 дней по медведю. Для нас был подготовлен сокращенный вариант.

 

В просторной избе Семёна собрались все участники праздника. Это жители Ярсино: жена Семёна Ивановича Елена и его теща Анастасия Семёновна, брат Павел с дочерью Зоей, сестра Мария, сестра Елены Прасковья с сыном Юрием.

 

В комнате очень холодно, так как полностью открыто окно, чтобы не было запаха. В простенке между окнами установлен «священный» стол, сделанный к этому важному событию, на котором лежит медвежья голова со шкурой, накрытая саком (халатом). На голове лежит шкура выдры и 3 яркие полоски из бисера, на носу – 4 полоски шириной от 2 до 8 сантиметров. У носа расположена специальная деревянная планка. На глазах лежат монеты. Лапы украшены полосками бисера и бусами. Поверх шкуры уложены маленькие туесочки из бересты. Стол обрамлен 2 стенками (перегородками) из тонких реек. К одной из них прикреплена ветка кедра. Перед медведем установлен стол с угощением. На трех тарелках лежат хлеб и печенье, а около них стоит кружка с горячим чаем. Возле стола на полу лежат 5 реек, которые будут использоваться во время проведения вечерки. На кровати недалеко от стола лежит старинный национальный музыкальный инструмент наркас-юх.

 

Обряд начался ровно в 4 часа дня. Семён, одетый в ярко-зеленый сак, расшитый бисером, в чирки из тонкой, хорошо выделанной оленьей шкуры с узорами, окрашенными корой лиственницы в коричневый цвет, в рукавицы из оленьей шкуры с прорезью для рук, с берестяной маской на лице и с большой яркой шалью, накинутой на голову, начал будить хозяина тайги. (Медведь не должен видеть лицо и руки человека, иначе он будет мстить ему за свою смерть.). В течение 20 минут ведущий дергал за цепь с колокольчиком и пел песню, посвященную медведю. В ней он рассказывал хозяину леса о том, что солнце уже встало, птицы запели свои песни, люди проснулись, и что ему уже тоже пора вставать.

 

После окончания песни Семён с Павлом отодвинули стол с угощением от «священного» стола. Затем старший брат Семёна снял украшения с головы зверя, взял в руки чашку с жиром, смочил им голову и расчесал ее специальным гребнем, а после этого убрал бисерные украшения с лап и проделал то же самое с ними, а затем уложил всё обратно. Мужчины поцеловали медведя в голову, а старейшая женщина – нос и лапы зверя. Затем стол с едой вернули на место, поставив снова вплотную к медведю.

 

Семён, облачившись в новый наряд и сменив шаль, продолжил представление. Его пение сопровождалось богатой мимикой и жестикуляцией, а сам поющий надевал особую берестяную маску и переодевался при исполнении каждого номера, меняя платки, шали, нырики и саки. Петь песни может всякий, кто имеет к этому способность, в том числе и женщины. Но в данном случае пели братья Ярсины – Семён и Павел. Во время пения один из них по очереди отмечал число спетых песен, делая нарезки на длинной палке (медвежьем посохе), изготовленной для этой цели. Вечером хозяйка дома убрала утреннее угощение от виновника торжества и поставила на стол жареную рыбу, кедровые орешки, сушеное мясо и свежий хлеб. Последней была исполнена вечерняя песня. В ней говорилось о том, что наступил вечер, засыпают звери и птицы, и пора на покой и ему, хозяину тайги. В первый день братья исполнили 26 песен. Они продолжались от 2-3 до 30-40 минут.

 

На следующий день обряд начался в 8 часов 15 минут. Снова была спета утренняя песня. Как отметил племянник Елены Юрий Усанов, песни исполняются на старом наречии. Он, владея языком ханты, с трудом понимает содержание сценок и песен. Даже Семён Иванович не в состоянии был перевести некоторые исполненные им песни. Он помнит с детства те из них, которые исполняли его отец и дед. Раньше на празднике исполнялось от 300 до 500 песен. Семён говорит, что он помнит около 50-ти, а на самом деле исполнил вместе с братом 102. В основном он очень артистично исполнял их сам. На «медвежьей вечерке», по большей части, звучат песни и сказы сатирико-юмористического содержания – как правило, из охотничьей жизни. Осмеиваются хвастовство, неудачный промысел, несообразительность. То и дело изба оглашалась дружным смехом. В одной из песен говорилось о том, как их деды перебрались с реки Юган на реку Демьянку и обосновались здесь. Участникам предоставляется возможность импровизации, неожиданных сценок, острых шуток – они-то и придают ту злободневность, которая соединяет древние обряды с сегодняшней жизнью.

 

14 апреля был проведен сокращенный вариант праздника: медведя будили и усыпляли трижды, что приравнивается к трем дням. В промежутках исполняли песни и разыгрывали сценки. Пятый день начался в 12 часов ночи и продолжался до 8 часов утра 15 апреля. Представление снова началось с пробуждения медведя, а затем зазвучали песни и разыгрывались сценки. В 5 часов утра в комнату зашли три женщины и двое мужчин в саках и платках, одновременно подпрыгнули, закудахтали и изобразили танец уток (соксунов). Потом Павел и Юрий начали сражаться четырьмя палками, показывая действие во время охоты. Затем женщины на улице изобразили возню утят. После этого Павел, облачившись в вывернутую шубу и выступив в роли филина, а брат – в качестве охотника, разыграли сценку о птице, повторяющей слова охотника. Через несколько минут Павел уже изображал журавля. Он сбросил тарелки с едой, раздвинул рейки на перегородках, поклевал лапы, сбросил украшения и вытащил монеты из глаз медведя (животного). После этого журавль удалился.

 

Ведущий привел медведя в порядок, смазал лапы жиром и расчесал голову. Стол пододвинули вплотную. Семён принес нечто похожее на берестяные туески и пук сухой травы тимофеевки, положил шкуру зверя, а рядом сложил маски и сак. Павел разложил траву дорожкой к «священному» столу и покрыл ее узкой длинной белой тканью, прикрепив один ее конец к столу. Анастасия поцеловала морду и лапы Сына Бога. Ведущий принес угли и стал окуривать медведя, сопровождая свои действия небольшой речью и ударами палок друг о друга.

 

Перед концом представления Семён в течение часа исполнял «Прощальную песню», где поведал о том, что видел и слышал медведь на вечерке. В завершение обряда в комнате появилась ворона (в исполнении Семёна), откинула сак и перевернула голову. Остальные «актёры» начали бросать в птицу палки, и ворона улетела.

 

После того, как обряд закончился, каждый из присутствующих узнал, каким у него будет промысел в этом году, попытавшись поднять медвежью голову. Кому подъем удался легко, того ждет хороший промысел, а кому с трудом – у того плохим.

 

Как правило, убитого медведя делят на части, варят и едят, чем, рано или поздно, и заканчивается вечерка. Но в нашем случае этого не произошло, так как зверь был убит еще в прошлом году.

 

Из какой дали времен и стран пришел этот таежный карнавал? Может быть, он родствен белорусскому празднику «комоедицы», на котором крестьяне, нарядившись в вывернутые наизнанку шубы, исполняли ритуальный танец, подражающий движениям просыпающегося от зимней спячки медведя? Или весеннему медвежьему празднику древних греков «комедией» («комос» по-гречески – «медведь»), к которому, как считают, восходят и славянские «комоедицы», и современное название – «комедии»? А может быть, он уводит к древнейшим ритуалам, происходившим в священных «медвежьих» пещерах времен палеолита? Ведь культ медведя возник на заре человечества как культ возрождения всего живого, и вполне вероятно, что медвежьи ритуалы неандертальцев, схожие в деталях с культом медведя у сибирских народов, – это вообще первые праздники человека.

 

Директор районного краеведческого музея

«Легенды седого Иртыша» Л.А. Телегина

Виртуальные туры

Детский телефон доверия

Детский телефон доверия 8-800-2000-122

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Национальный проект

Приложение к МО 1145

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении