С 5 августа в краеведческом музее «Легенды седого Иртыша» открылась выставка русской игрушки «Матрешек пестрый хоровод». Казалось бы, что нового можно узнать о матрешке и кого она, кроме иностранных туристов, интересует?
А оказывается, можно. Например, посетители узнают, что первая русская матрешка была изготовлена, по историческим меркам, совсем недавно – в 1897 году. А «исконно русский сувенир» на самом деле происходит из разъемной японской фигурки буддистского святого Фукурума, когда-то попавшей в семью промышленников и меценатов Мамонтовых. Именно по ее образцу и была изготовлена первая матрешка. Кукла получилась на удивление русской. Так и хотелось назвать ее русским именем. Одни историки утверждают, что название игрушки произошло от любимого и распространенного на Руси имени Маша (Маня). Другие считают, что название берет происхождение от женского имени Матрёна (Матрона), что в переводе с латыни означает «мать». В то время одним из самых распространенных деревенских имен было Матрёна, ласкательное – Матрёшка, поэтому и куклу назвали Матрёшкой. Вот так и родилась эта «веселая жизнерадостная девочка».
А вскоре на всемирной выставке в Париже, в апреле 1900 года, русская деревянная расписная кукла завоевала бронзовую медаль и получила мировое признание. Первая представленная всему миру матрешка была восьмиместной: внутри большой девочки помещался мальчик поменьше и так далее – мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, «неделимой», была матрешка – спеленатый младенец. Вскоре после этого началось массовое производство матрешек в России.
Первая матрешка сразу же приглянулась Загорским мастерам из Сергиева Посада – традиционного «игрушечного» центра Подмосковья.
Благодаря популярности Загорской, или Сергиево-Посадской матрешки в России стали возникать новые центры по ее изготовлению и росписи. Как правило, старинными очагами ремесел и токарного дела являлись Нижегородская область (села Полхов-Майдан и Крутенец, город Семёнов) и Вятская земля (Киров, Нолинск). Каждый мастер привносил в облик игрушки что-то свое, особенное, поэтому матрешки отличаются друг от друга формой, узором, цветом и характером. Так, в городе Семёнове чернобровых красавиц с доброй улыбкой на лице украшали в лучших традициях хохломской росписи. Они легко узнаются по довольно большим незакрашенным плоскостям и пышному букету фантастических цветов на фартучке. А у мастеров Полховского Майдана роспись напоминает детский рисунок.
Новым толчком к производству матрешек стали годы перестройки: конец 80-х – начало 90-х годов XX века. Так, в 1993 году в Новокузнецке в Товариществе художников и мастеров народных промыслов «Творчество» «родились» удивительные матрешки – живые, радостные и радующие. Придумала «кузнечанку» Маргарита Леонидовна Даутова – архитектор по профессии и художник по призванию, а воплотила ее идеи в жизнь директор ООО «Творчество», в прошлом искусствовед Людмила Ивановна Бендас.
В деревянную куклу Матрёну сибирские мастера вдохнули «чувства», наделили каждую «судьбою» и неброской красотой. Она искренняя, добрая и открытая.
Мы приглашаем жителей и гостей районного центра посетить выставку и узнать много нового и интересного о традиционной культуре и искусстве нашего народа, открыть для себя «чудо кузнецкой матрешки». Существует поверье, что если внутрь матрешки незаметно от окружающих положить записку с желанием, то оно непременно исполнится. А чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрешки, тем быстрее желание исполнится.
Главные герои экспозиции – матрешки – старинный добрый символ семьи – ждут своих посетителей. На выставке в веселом хороводе кружат расписные куклы новокузнецких мастериц. Их уникальные матрешки отличаются по этнографическим мотивам, историческим и жанровым темам, технике исполнения, форме и количеству (в каждом наборе – от трех до 15 кукол!). Здесь собраны веселые ярмарочные барышни, пышные красавицы, добрые герои сказок и много других неожиданных образов.
Сотрудник краеведческого музея
«Легенды седого Иртыша» О. Бронникова