Главная

Мало кто в настоящее время задумывается, как праздновали любимый всеми праздник Новый год в старину. Оказывается, в глубокой древности наши предки праздновали Новый год два раза в год. Первый Новый год приходился на лето и назывался новолетием. Люди встречали приход лета и полевые работы, которые он знаменовал собой. Второй Новый год отмечали в сентябре с особым размахом. Ведь полевые работы закончены, теперь можно и отдохнуть.

 

А Новый год, каким мы его знаем именно сейчас, начал праздноваться при Петре Первом, который ввел его в 1700 году, указав веселить детей, дарить друг другу подарки и наряжать ёлку.

На Руси праздник делили на две части: до января и после, называли их - святыми вечерами и страшными. После 31 декабря суеверные крестьяне боялись показать нос из избы, так как считали, что наступило время нечистой силы, которая разгуливала по улицам. Для защиты наши предки рисовали кресты над входом в избу, над оконными рамами, на хозяйственных постройках, чтобы защитить скотину.

Перед наступлением новогодней ночи было принято гасить огонь в печах и заново разжигать. Если полено быстро разгоралось, значит хозяев будет ждать благополучный год.

Очень важным считался первый день после нового года. Считалось, то как ты его проведешь, так тебе и весь год жить. Поэтому в этот день было принято ходить по гостям с угощениями. Также брали с собой зерно, горох и другую крупу, которую сеяли у дома тех, кого посещали. При этом желали добра, благополучия и всего- всего- всего самого наилучшего. Считалось, что так можно было посеять счастье. А щедрость и угощения вознаграждались плодотворным годом.

Девушки в новогоднюю ночь прятали по всей избе зерно и оставляли на ночь петуха. Если петух к утру все склевывал - жди бедной жизни. Если зерно было нетронутым - будешь жить богато.

Но не только 1 января в ход шло зерно. 31 декабря хозяйки прежде чем накрыть стол, под скатерть рассыпали пшеницу, и другие зерна, на Руси к зерну относились по- особому. Так как хлеб и зерно являлись главнейшим богатством. Обязательным угощением на столе был свежеиспеченный хлеб или пирог.

Любили наши предки и молодежь, и старики колядовать. Вечерами, облачаясь в звериные шкуры или смешные наряды, толпа отравлялась по домам за угощениями и деньгами. Самые скупые хозяева пытались отделаться от навязчивых визитеров парой баранок или конфет, за что получали от остроязычных весельчаков недобрые пожелания - в новом году заполучить «на двор чертей, а в огород - червей» или собрать урожай пшеницы «сплошь с пустыми колосками». А чтобы гости забрали страшные слова, их приходилось одаривать щедро.

К сожалению, во времена революции 1917 года, власть запретила праздновать Рождество и Новый год, и люди тайно и без празднеств делали это под строжайшим секретом. В конце 1920-х был издан указ, в котором говорилось: «В день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях». 1 января стал обычным рабочим днем, а празднование Рождества и вовсе стало вне закона.

Лишь с 1935 года были возвращены массовые и пышные гулянья. Новогодняя украшенная елка, Дед Мороз с подарками. Немного позднее у Деда Мороза появилась обязательная спутница - Снегурочка. Праздничные застолья с традиционным салатом «Оливье» и мандаринами - стали традицией и сохраняются по сей день. Новогодняя телепрограмма «Голубой огонек» на долгие годы стала символом новогодней ночи. Потом появилось новогоднее обращение главы государства, которое транслируется перед боем курантов.

А старый новый год появился из-за перехода по указу государства, от юлианского календаря к григорианскому, разница которых составляла 13 дней. Люди запутались и стали отмечать и старый и новый год.

Праздник Нового года имел свой народный аналог - Васильев вечер, который чествовали в ночь на 1 января. Это был церковный праздник, посвященный дню памяти святого Василия Великого. Вечером устраивали пышный пир, где главным блюдом был жареный поросенок. Он считался символом плодородия, плодовитости домашнего скота и обилия в будущем году. На стол ставили всё лучшее, что было заготовлено в доме - сытные пироги, блины, кутью. В изобилии была водка, медовуха, пиво. Принято было надевать новую неношеную одежду, чтобы весь следующий год хорошо одеваться. В этот день нельзя было давать в долг деньги, а вот получать их считалось хорошей приметой, которая сулила прибыль и достаток.

 В наши дни Новый год - любимый праздник всех людей. С ним связывают свои надежды и желания, этот праздник не носит никакой идеологической нагрузки. Он просто добрый, веселый и радостный.

С Новым годом!

Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Виртуальные туры

Детский телефон доверия

Детский телефон доверия 8-800-2000-122

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении