Главная

Традиции любого края уникальны. Они – основа народного самосознания и самовыражения, предмет национальной гордости. Так и культура Тюменской области – богатейшая кладовая, куда зерно за зерном привносился опыт многих народов. На добрую почву легли знания и умения переселенцев – татар, казахов, чувашей, марийцев, немцев, узбеков, грузин, армян, для которых Тюменская земля также стала родной.

 

Правительство Тюменской области обеспечивает право каждого народа на свой образ жизни, язык, культуру, обычаи, вероисповедание. Расширяется сеть национальных школ, проводятся выставки прикладного народного творчества, национальные фестивали, фольклорные экспедиции, соревнования по национальным видам спорта.

В Тюменской области проживают представители более 140 национальностей. Согласно статистике, наиболее многочисленными являются: русские – 2,2 миллиона, украинцы – 260 тысяч, татары – 227 тысяч, белорусы – 49 тысяч, башкиры – 41 тысяча, чуваши – 31 тысяча, немцы – 29 тысяч, азербайджанцы – 20 тысяч, молдаване – 18 тысяч, казахи – 16 тысяч человек.

Многочисленный этнос нашего края – сибирские татары. Татары с Поволжья впервые появились в Сибири ещё во времена Сибирского ханства – в XVI веке. Поволжские татары принесли свои обычаи, народные знания, фольклор, материальную культуру, письменный литературный язык. Поволжские и сибирские татары взаимодействовали в хозяйственной деятельности, бытовых и семейных отношениях, религии, языке, что и обусловило наличие большого количества схожих черт в их культуре.

Также нужно сказать о многочисленных славянских народах. Первые русские появились за Уралом ещё в XI веке, но по-настоящему ворота в Сибирь открылись для русских лишь с приходом Ермака. Более трёх столетий не прекращался поток переселенцев. Сибирские старожилы XVII-XVIII веков в основном были выходцами с русского севера, лишь небольшая часть – из среднерусской полосы. Со второй половины XIX века, после отмены крепостного права, в Сибирь переселяются русские из южных губерний. Сейчас русский язык является родным для 72 процентов населения области.

Белорусов в нашем крае более 50 тысяч человек. В конце XIX века появились они в Сибири. Пришли искать земли, где можно обустроиться. Их называли самоходами, то есть пришедшие своим ходом. Вторая волна прибыла в нашу область, в основном на север, во времена комсомольских ударных строек. Для многих Тюменская область стала вторым домом.

В настоящее время на территории нашей области проживает 260 тысяч этнических украинцев. Если мы заглянем в историю, то увидим, что процесс расселения украинцев на территории Западной Сибири знает несколько этапов. Первая большая волна была вызвана Столыпинской аграрной реформой: тогда украинцы целыми сёлами снялись с родных мест и отправились осваивать здешние свободные земли. Вторая волна украинской эмиграции началась в 30-40-е годы XX века. Это, наверное, наиболее трагичный, наиболее трудный этап переселения, связанный с насильственной высылкой людей из родных мест. К сожалению, таким путём было много потеряно и утрачено. Смогли сберечь лишь фольклор: национальные песни, танцы по-прежнему очень любимы, они легли в основу украинской самодеятельности.

9 августа отмечается Международный день коренных народов мира. В Тюменской области проживает треть малочисленных народов севера России. Они представляют особый интерес. Взять ненцев – коренной малочисленный народ, проживающий в Ямало-Ненецком автономном округе. Основное занятие – оленеводство. Многие ненцы сохраняют кочевой образ жизни, носят национальную одежду, следуют национальным традициям, хранят и передают культурное наследие своего народа. Сейчас большинство оленеводов имеют собственное жильё, но есть и семьи, которые до сих пор сохраняют только кочевой уклад жизни, живут в чумах. Прикладное искусство ненцев: резьба по кости и дереву, культовая скульптура, изготовление меховых и кожаных изделий и украшений и орнаментика их из меха и сукна. В отделке одежды – малицы – используются аппликация, вышивка бисером.

Традиционные занятия ханты – речное рыболовство, таёжная охота и оленеводство. Женщины заняты и в кустарных промыслах: шитьё одежды, обуви, сувениров из оленьего меха, замши, цветного сукна, бисера. Сохраняются традиционные орнаменты: «заячьи уши», «ветви берёзы», «след соболя», «оленьи рога». Одежда ханты глухая и распашная, из оленьего меха: малица, совик, парка. В духовной культуре большое значение имеют культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов, называемый «медвежий праздник».

Селькупы – народ, живущий на севере Западной Сибири. До 1930-х их называли остяко-самоедами. Селькупам исконно свойственно уважение к старшему поколению, бережное отношение к природе, свободолюбие и неприятие сельского хозяйства.

У каждого народа своя история, обычаи и традиции, но нас всех объединяет дружба, уважение, взаимопонимание и наш общий дом – Тюменская область! С Днем рождения, любимый край!!!

Национальный проект

LogoBlue.png

Виртуальные туры

Детский телефон доверия

Детский телефон доверия 8-800-2000-122

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении