Главная

Кто такой Данила Чулков?  Он – стрелецкий и письменный голова, основатель Тобольска и его первый разрядный воевода. «Чулков-десантник не раз высаживался с друзьями по оружию супротив живавших в разных местностях татар. При этом сам-то был – из рязанских бояр».

 

Чулков Данила – воевода Ивана Васильевича Грозного. Принимал участие в войне с астраханскими и крымскими татарами. В 1554 году Чулков вместе с князем Алексеем Вяземским астраханских людей искал и языков добывал выше Черного острова. Сей поход окончился скорым покорением Астрахани.

В 1556 году Чулков с отрядом поплыл по Дону для наблюдений над Крымом. Возле Азова он встретил две тысячи крымцев и разбил их. Грозному Чулков писал, что Давлет-Гирей собирался на Москву, но, узнав, что русские ждут его, вернулся назад.

Вот он каким бойцом-боевиком, соколом Ивана IV был – письменный голова Данила Чулков. Около десяти месяцев длился их новый, сибирский, путь. Кроме стрельцов с Чулковым поплыли рвавшиеся в бой те ещё казаки Ермака с атаманом Матвеем Мещеряком. Большой русский историк Миллер пишет: «Вероятно, Чулков не имел распоряжения из Москвы применять против него (Искера) силу». Но в таких чрезвычайных обстоятельствах вся стратегия отдавалась в руки Данилы Чулкова, но и вся ответственность ложилась на него, всё отдавалось на его усмотрение, ну а ему-то оставалось уповать только на промысел Божий. Шли они сторожно, со всей надлежащей скрытностью передвижения. Каждый поворот реки таил опасность. По казацкому обычаю далеко впереди шло ертаульное, дозорное, или разведывательное, передовое судно… Путь к Искеру хорошо был знаком казакам Ермака: они прошли его с боями в памятном 1582 году, когда бились с войском Кучума, но для Данилы Григорьевича Чулкова всё было впервой…

«Здесь будем град новой ставить», — отдал приказ Чулков. И град строить начали на высоком мысу в день Троицы. Отсюда и первое название появилось — мыс Троицкий. А свершилась закладка нового града в день 3 июня 1587 года. И назвали его Тоболеск.

В Румянцевском летописце «О стране Сибирской и о сибирском от Ермака взятии» записано немного: «…прииде воевода с Москвы Данила Чулков. И дошед реки Иртыша, и ту поставиша град Тоболеск…».

В «Книге записной» («Сколько в Сибири, в Тобольску и во всех сибирских городах и острогах… в котором году и кто имяны бояр, и окольничьих, и стольников, и дворян на воеводствах бывали») в 1687 году точно указывается место сооружения первого тобольского города. Он был построен «на том же месте и мысу, где ныне колокольня Софийская». Следовательно, первый город стоял рядом с нынешним Софийско-Успенским кафедральным собором.

…И хоть противник и не нападал, но чем ближе они подходили к устью Тобола, тем более возрастало напряжение. Тобол тогда впадал в Иртыш прямо напротив лежащего ныне в руинах Знаменского монастыря.

Оставив основной отряд в шести километрах выше устья Тобола, Данила Чулков и несколько казаков поплыли на разведку. День близился к вечеру. Примерно в это время пристают они к правому берегу Иртыша где-то у нынешней пристани и осторожно начинают продвигаться к Троицкому мысу. Проходят правее современного базара. Их тянет к ложбине, логу в горе, известной всем как Прямской взвоз.

С постепенным ускорением углубляются в него по правой стороне. Что там наверху? Напряжение всё растет. Не останавливаясь ни на секунду, в сильном напряжении, они выходят на Троицкий мыс в районе современной Павлинской башни. То, что открылось им, захватило всех их без остатка. Пропали страх и напряжение, только чувство восторга и царственного величия поглотило их. И надо было принимать решение: либо идти дальше вверх по Иртышу, выполняя царский указ, либо… При том что в июне под Тобольском темнеет в половине двенадцатого, а светает уже в половине второго. Не север, но всё же – Сибирь, однако…

Вряд ли кто в ту белую ночь спал в отряде. Наверное, держали совет старейшин, затем собирали и казачий круг, но решение-то принимал Данила Чулков. А всё было непросто… «Выбор места для города был делом весьма ответственным. Этому вопросу уделялось большое внимание. Он обычно решался на самом высоком уровне, с обязательным привлечением специалистов городского дела, сопровождался не только письменным обоснованием выбора места, но и составлением «чертежей», «росписей», «смет», нередко служил предметом ожесточенных споров между представителями царской администрации, бывали и неоднократные пересмотры принятых решений».

Понятно, что в случае с Тобольском ничего подобного не было, а, как пишут летописи, город ставили «с великим поспешением», да ещё из освящённого судового, из которого были сделаны их ладьи, леса. Как будто окрест не было ни леса, ни деревьев. А еще был царский указ – ставить город в непосредственной близости от Искера, под названием Новая Сибирь, а назвали Тобольском. Помолясь чуть свет, Данила Чулков принял историческое решение…

Мудрыми замечено: города никогда не возникают случайно и на случайных местах. Издавна Тобольск отмечали, как место, которое будто специально замыслил Творец мира. Про него говорили: «Божественного замысла город», «Подобен сибирский град Тоболеск ангелу…», «Картинный город». Предание гласит о том, будто люди Чулкова, причалив к правому берегу Иртыша, узрели высокий неприступный холм и решили, что для возведения крепости «тут Богом строенное место». Воевода Чулков мог видеть всю округу с вершины Алафеевской горы, где началось строительство острога…

Алафеевская гора с древних времен считалась священным местом. На ней не раз являлся местным жителям белый город в блеске золотых и серебряных искр, спускаясь с небес на землю в виде огненного столба. Есиповская летопись напоминает о Божественном произволении, по которому воевода Данила Чулков место под будущий город выбрал: «Благоволением Бога Отца и Сына и Святого Духа прииде воевода на ту гору превеликую, зряше место то зело лестно. И повелел воевода град созидати. И нарече град Тоболеск, и даде старейшенство великому граду».

Тогда же, видимо, вознамерились   разобрать струги. Быстро, по-военному, по-казачьи... С первыми лучами солнца ладьи вышли из устья Тобола, быстро пересекли Иртыш и, чуть пройдя по течению, вошли в речку Курдюмку, полноводную в это время года. Данила Чулков и казаки приметили ее еще накануне с горы. Проплыли по ней до того места, где она начинает отходить от Троицкого мыса. Потом это место было прославлено на многая лета – тут построена была церковь Богоявления. Она, стоявшая у подножия горы, была самой мощной и самой красивой в Тобольске. После революции её стерли с лица земли. Именно на этом месте казаки и разбирали свои струги, чтобы уже никуда не уйти. Брёвна и доски поднимали по сухому логу, который позже стал взвозом. Сто метров до него и пятьдесят вверх. Подъём этот называли позже Базарным, Софийским и Торговым, но прижилось почему-то слово Прямской. «Велицее поспешение» объясняется желанием сделать так, чтобы всё обошлось мирно, без стычек.

Недаром Данила Чулков не ввязывался ни в какие противостояния: ему было не до них. И когда через год к Тобольску выехала орда хана Сейдяка в пятьсот человек, поохотиться по старым местам, то была неприятно удивлена стараниям пришельцев. Сеид-хан попытался завязать переговоры с ними. Чулков пригласил его и Карачу в свой городок-острожек на пир. Хан согласился, но принял меры предосторожности. Он отправился в гости в сопровождении нескольких сот отборных воинов. Голова Чулков располагал куда меньшими силами. Когда гости явились к воротам Тобольска, Чулков согласился впустить в крепость не более ста человек и предложил им снять оружие перед тем, как сесть за пиршеский стол. Карача был человеком крайне осторожным, но, видя малочисленность русских, согласился на все их условия. Когда Сеид-хан, Карача и свита заняли места за столом, они столкнулись лицом к лицу с Ермаковыми казаками. Едва ли можно предположить, будто Чулков сознательно заманил хана в западню. Скорее всего, события развивались сами собой. Да и то – казаки не простили Караче вероломного убийства Ивана Кольцо и других своих соратников. Они бросились на Карачу и связали его вместе с ханом. Ханская охрана была перебита. Однако самое трудное было впереди. Гвардия хана — 400 воинов — стояла во всеоружии под воротами острога. В упорном, кровопролитном бою казаки разгромили противника, обладавшего большим численным перевесом. Но они заплатили дорогой ценой за свою победу. В бою погиб «великий атаман» Матвей Мещеряк, возглавивший экспедицию после гибели Ермака. Сеид-хан был увезен в Москву и там определён на царскую службу. Татары, напуганные пленением своих вождей, спешно откочевали в глубь степей, бросив свою столицу Искер на произвол судьбы.

Таким образом, вся Сибирь до Иртыша и к северу по берегу Оби оказалась в руках московских государей. Тобольск стал вторым русским городом в Сибири. Символическим актом, означавшим передачу власти над Сибирью от старой ханской столицы Кашлыка Тобольску, стало пленение воеводой Чулковым в Тобольске последнего сибирского царя Ораз-Мухаммеда.

А «Ладейный острог» рос на глазах: склад, землянки, амбар. В июне же освятили первую церковь, Живоначальной Троицы, так же и окрестили мыс.

Вот отрывок из «Слова», произнесённого в день 300-летия Тобольска, 2 июня 1887 года: «Триста лет тому назад на этом самом месте – Троицком мысу, осенив себя крестным знамением и призвав имя Три-ипостасного Бога, небольшая горсть русских удальцов положила основание Тобольску. Но человеческое намерение не скоро бы осуществилось, если бы промысел Божий не предопределил привнести в жизнь этой земли светоч Божественной истины…»

Он же, Данила Чулков, придумал и герб новому городу. Этот письменный голова был горазд в геральдике и решил, что Тобольск славнее многих городов запада и востока. Молодой чертёжник на синем поле изобразил золотую пирамиду с воинскими знаменами, барабанами и алебардами.

Герб Тобольска утвержден 17 марта 1785 года: “В синем поле пирамида с воинскою арматурою с знамёнами, барабанами и алебардами». 1 октября 2003 года депутаты городской думы приняли решение о восстановлении герба 1785 года в качестве герба муниципального образования город Тобольск.

В 1588 году Данила Чулков служил воеводой в основанном им городке, в котором построил две церкви. Согласно Есиповской летописи, он выполнял обязанности воеводы. В 1590 году ему на смену в Тобольск прибыл князь Масальский-Кольцов. Но известно, что до 1596 года Данила Григорьевич Чулков оставался в Тобольске. Если при Чулкове Тобольск подчинялся Тюмени, то при Масальском-Кольцове Тобольск стал самостоятельным, главным городом в Сибири. Через сто лет после промыслительного и дерзкого шага, предпринятого командой Данилы Григорьевича Чулкова, Тобольск станет главным городом Сибири, её первой столицей.

Национальный проект

LogoBlue.png

Виртуальные туры

Детский телефон доверия

Детский телефон доверия 8-800-2000-122

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении