Выставка одного предмета

Дата создания: XX век

Материал: дерево, металл

Способ производства: промышленное производство

Размеры: дл. - 29,8 см; ш. - 4,2 см; в. - 0,8 см

asda11111.JPG

Линейка представляет собой деревянную пластинку белого цвета, со шкалой и делениями. Состоит из трёх частей, средняя часть выдвигается. Конструкцию соединяют с обеих боковых сторон тонкие металлические пластинки. На шкале имеется пластмассовый передвижной ободок. В правом нижнем углу выцарапаны буквы "ПВИ". Сохранность линейки полная. Предмет передал в дар музею Плашинов Владимир Иванович, летчик гражданской авиации, в 2010 году.

Навигационная счетная линейка НЛ-10 предназначена для выполнения необходимых расчетов в полете и на земле при подготовке к полету. Она обладает рядом достоинств. При сравнительно небольших габаритах счетная линейка позволяет довольно просто и с достаточной для практических вычислений точностью решать большинство задач по самолетовождению, бомбометанию, воздушной стрельбе и т.д.

Впервые навигационная счетная линейка с прямолинейными шкалами была предложена в 1923 году советским конструктором В.Г. Немчиновым. В 1927 году штурманом ВВС Черноморского Флота Л.С. Поповым была сконструирована первая универсальная навигационная счетная линейка, которая позволяла уже производить расчеты с учетом методических ошибок барометрических высотомеров и аэродинамических указателей скорости.

В связи с совершенствованием средств самолетовождения эта линейка значительно изменялась и имела различные модификации. По настоящее время она остается необходимым счетным инструментом штурманов и летчиков и служит для приближенных вычислений.

Навигационная счетная линейка НЛ-10 является дальнейшим усовершенствованием  предшествующих вариантов линеек этого типа (НЛ-7, НЛ-8, НЛ-9).

Кроме задач, которые могли решаться на прежних моделях навигационной линейки, НЛ-10 дополнительно обеспечивает:

1) определение исправленной воздушной скорости по показаниям комбинированного указателя скорости КУС-1200;

2) расчет элементов разворота самолета;

3) определение пройденного самолетом пути за время от 1 минуты (секунды) до 16,6 часа (16,6 минуты);

4) измерение расстояний на картах;

5) определение исправленных значений высот по показаниям барометрического высотомера до 24 000 м.

При помощи линейки НЛ-10 значительно упрощается также решение задач по возведению чисел в квадрат и извлечению квадратных корней из них, решение комбинированных задач, в которых одновременно происходит умножение и деление как чисел, так и тригонометрических функций углов, возведение в квадрат, извлечение квадратного корня и т.д.

Навигационная счетная линейка НЛ-10 построена по типу логарифмических линеек. Свойства логарифмов позволяют более сложные математические действия с числами – умножение и деление, извлечение корня и возведение в квадрат – заменить простыми действиями с их логарифмами – сложением и вычитанием отрезков шкал, на которых нанесены в определенном масштабе значения логарифмов чисел.

Линейка НЛ-10 имеет три основные части: корпус 1, движок 2 и визирку 3.

Корпус линейки состоит из двух брусков, изготовленных из выдержанного дерева, стойкого к изменению температуры и влажности. С обоих концов бруски соединены двумя металлическими скрепами 4. Один из брусков имеет косой срез.

Движок, изготовленный из того же дерева, с некоторым трением может передвигаться между брусками корпуса. Он удерживается от выпадения специальными стопорами.

Шкалы специальной краской нанесены способом глубокого тиснения на белом целлулоиде (или на целлулоиде, содержащем люминесцирующий состав) и наклеены на корпус и движок линейки.

Визирка с двух сторон охватывает корпус линейки и может передвигаться вдоль него, постоянно прижимаясь к одному из брусков корпуса при помощи небольшой пружины. Рабочая часть визирки изготовлена из прозрачного целлулоида, и на обеих сторонах ее перпендикулярно шкалам нанесены риски.

На счетной линейке НЛ-10 нанесено 16 вычислительных шкал, служащих для решения различных задач, и одна масштабная миллиметровая шкала, расположение, нумерация и другие данные.

  Для решения задач несколько шкал линейки НЛ-10, как правило, используются одновременно. Шкалы, при помощи которых производят решение задач по определенным формулам, называются смежными. Обычно они построены по одному закону и в одном масштабе.

При пользовании навигационной линейкой необходимо соблюдать некоторые элементарные правила. Это сохраняет качество линейки и позволяет работать с ней продолжительное время.

Линейку нужно хранить в футляре, чтобы предохранить ее от царапин, загрязнения и других повреждений, снижающих четкость шкал. Нельзя оставлять линейку во влажных местах или местах с высокой температурой, так как это может привести к разбуханию или ссыханию и короблению линейки. В результате движок линейки будет перемещаться с трудом или между корпусом и движком могут образоваться щели.

Грязь на шкалах линейки снимается мягкой резинкой или спиртом. Нельзя протирать шкалы бензином, керосином и другими жидкостями, растворяющими краску или целлулоид.

При пользовании визиркой для установки и отсчета величин необходимо следить , чтобы визирка прижималась пружиной к вырезанному пазу на скошенном крае линейки и ее риски были перпендикулярны шкалам.

С помощью НЛ-10м можно решать такие навигационные задачи, как расчет расстояния, скорости, времени, перевод из км/ч в м/с и обратно, расчет температуры, расчет элементов разворота и элементов захода на посадку, расчет исправленных высот, решение задач по бомбометанию, воздушной стрельбе и много других. Счетную линейку можно смело назвать деревянным компьютером!

Для выполнения расчетов необходимо знать «ключи» - на каких шкалах что с чем совмещать, чтобы получить желаемый результат. Например, можно рассчитать путевую скорость, зная, что самолет преодолел расстояние 45 км за 8 минут. Для этого на шкалах 1 и 2, перемещая движок, совмещаем пройденное расстояние (45 км) и время полета (8 мин), над треугольником считываем ответ – нашу искомую путевую скорость. Получается почти 340 км/ч.

Аналогичным образом совмещаем высоту полета с температурой воздуха на шкалах 11 и 12, находим на шкале 15 приборную скорость и прямо над ней смотрим ответ на шкале 16 – исправленная скорость получилась примерно 256 км/ч.

Счетные линейки являются частью математики, истории, навигации и прочих наук. Они не подвержены влиянию электромагнитных импульсов, а значит способны пережить Апокалипсис, который нам все пророчат. В случае с логарифмическими линейками, как и многими другими вещами в этой жизни действует правило: чем больше, тем лучше.

О.Г. Шестакова, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении