Выставка одного предмета» из фондов музея «Легенды седого Иртыша» представляет ступу.
Наверное, каждый помнит бессмертные строки А.С. Пушкина:
Там ступа с Бабою-Ягой
Идет, бредет сама с собой...
А в русской народной сказке «Василиса Прекрасная» читаем: «Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу Баба-Яга - в ступе едет, пестом погоняет, помелом заметает».
Ещё в прошлом веке трудно было найти крестьянский дом, где не было бы ступы и ступки.
Место изготовления: Тюменская обл., Уватский район, д.Солянка
Время изготовления: Конец ХIХ – начало ХХ в.
Материал: дерево
Способ производства: ручная работа; долбление
Размеры: высота общая - 77,0 см; высота подставки - 12,0 см; диаметр горловины - 39,0 см
Ступа делалась из части ствола дерева крепкой породы. Форма ступы зависела от умения и фантазии мастера, ее изготовившего. Чаще всего ступа имеет в основании круг, несколько выступающий по отношению к стенкам ступы, что делает ее достаточно устойчивой.
Ступа обязательно должна быть тяжелой, чтобы можно было в ней выполнять трудоёмкие операции по переработке сельскохозяйственного сырья. В ступах очищали от оболочки зёрна пшеницы, ржи, овса. Толкли стебли льна, чтобы размягчить их и быстрее очистить волокно от кострики. Толкли и пряжу, чтобы сделать ее мягче, а также и готовый холст. Мастера-сукновалы толкли в ступе сукно, а кожевники мяли дубовую и ивовую кору для дубления кож.
Встречаются двойные ступы: т.е. выдолбленные с двух концов; в одной части толкли зерно, в другой, более мелкой, табак-самосад. Мужики сеяли табак, сушили, в специальных корытцах рубили, а потом в ступе толкли.
К ступе из куска цельного дерева вырезался пест, толкач. Пест к большой ступе мог достигать 1 м. Посредине песта делалась перемычка-перехват: было удобно брать рукой, и рука не скользила. Один конец песта обычно оббивали железом.
Кроме больших ступ в хозяйстве были и маленькие, чаще всего чугунные, для растирания соли, зерна и других продуктов.
Ступа и пест были не только необходимыми орудиями в домашнем быту, но и имели знаковые функции. По народным представлениям, они символизировали соединение мужского и женского начал, и потому использовались в свадебном обряде.
Известный русский этнограф Д.К. Зеленин писал, что сваха, прежде чем войти в избу к девушке, трижды крутила вокруг себя ступу, чтобы сватовство было удачным. Так же трижды обведут невесту в церкви вокруг алтаря, т.е. брак состоится.
Иногда испытывали характер молодой: наливали в ступу воды и давали ей толочь до тех пор, пока она не выплещет всей воды.
Поговорка «толочь воду в ступе» означала: делать бесполезную работу.
Предмет, представленный на «Выставке одного предмета», изготовлен жителем д.Солянка Калининым Г.Н.
Н.В.Белкина, научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша»