Выставка одного предмета

Ложка деревянная

Упоминание о ложке, как привычном и необходимом во время еды предмете, встречается ещё в «Повести временных лет». Летописец повествует, как дружинники князя Владимира сетовали на то, что едят деревянными, а не серебряными ложками. Мудрый князь велел «исковать» для них серебряные ложки и промолвил, что серебром и златом не добудешь дружины, а с дружиной добудешь и золото, и серебро.

 

 

Место изготовления: Тюменская обл.
Дата создания: Первая половина - середина XX века
Материал: дерево
Способ производства: ручная работа
Техника: токарная обработка
Размеры: длина - 27,4 см

Издревле у каждого была своя собственная ложка, часто ее носили с собой в футляре или за голенищем сапога.

В наши дни мы различаем чайную, десертную, столовую, разливную ложки.

В старину же бывали такие ложки, как: межеумок, простая, русская, широкая; бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и грубее; боская, долговатая, тупоносая; полубоская, покруглее той; носатая, остроносая, тонкая, чистой отделки.

Деревянные ложки в старину были главным промыслом. Баклушу - заготовку для ложки обрубали топориком, обрабатывали теслом, обстругивали ножом и резали кривым резаком, а черенок и головку на нем точили пилкою.

 

 

Неслучайно во множестве пословиц и поговорок упоминается о ложке: Коровушка с кошку, надоила с ложку. Богатого мужика ложка ковшом, убогого - ложка веселком. Нечего хлебать, дак дай хоть ложку полизать. Ложка-то узка, таскает по три куска, надо ее развести, чтобы таскала по шести. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку. Ложка в бане не посуда, девка бабе не подруга. Запасливый гость без ложки не ходит.

С ложкой были связаны и поверия: Ложка, забытая на столе, - к гостю.

Бабушки советовали: если ребенок «уросит», капризничает от сглазу, надо помыть чистые ложки в миске и этой водой умыть ребенка, утереть воротом (подолом) материнского платья.

Ложки парня и девушки использовали в любовной магии: ее прижигали, чтобы приворожить к себе понравившегося человека.

Перед едой ложки обычно клали выемкой вверх, что как бы обозначало приглашение к еде; после обеда ложки переворачивали, показывая этим, что наелись.

Запрещалось стучать ложкой по столу, а также по посуде, из которой ели.

В ночь под Рождество после ужина оставляли ложки на бортике миски с кутьей; если ложка упадет или перевернется, то ее владелец умрет в будущем году.

Выносили на ночь ложки, наполненные водой: если замерзала вода с ямочкой, то это сулило хозяину смерть, а если с бугорком – то долгую жизнь.

В давние времена использование деревянной ложки во время трапезы было определённой традицией. Обыкновенно вся семья садилась ужинать за большой стол, в известном порядкe старшинства и зависимости. Молодка или старуха-бабка подавала еду. Она же и садилась последней. Перед каждым трапезником лежал большой ломоть хлеба, который

выпекали в каждом доме. Едой управлял очень строгий этикет, нарушить который считалось верхом невежества.

Прежде всего каждый крестился на иконы и, облизав деревянную ложку, ждал своей очереди зачерпнуть ею из большой общей чашки щей или молока. Вначале ставилось толокно, разведённое квасом и сдобренное постным маслом, затем квашеная в печи простокваша. В самых бедных семьях ели только варёный картофель и квас с накрошенным луком.

Черпать ложкой надо было по очереди, кругом, в сторону движения солнца. Во время ужина господствовало чинное, сосредоточенное молчание, даже дети вели себя как взрослые. Труженик земли уважает свою пищу, которая добывается тяжелым трудом. Он уважает час и насыщения - награды за труд. Если странник, зайдя в избу во время общей еды, скажет: «хлеб да соль», ответ бывает такой - или «садись с нами», то есть садись и ешь (отказаться - значит, обидeть), или «благодарим!», то есть приглашать есть не хотят.

Там, где на стол подавались мясные щи, этикет требовал, чтобы, зачерпнув ложкой горячей жижи с накрошенным в неё мясом, очередник оставлял себе на ложке каждый раз один кусочек мяса, лишнее мясо стыдливо стряхивалось обратно.

Н.В.Белкина, научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша».

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении