Выставка одного предмета

В седой дали веков сложилось убеждение, что хлеб и соль - это символ достатка и благополучия, щедрости и гостеприимства.

Неслучайно в русском фольклоре: в сказках, былинах, народных песнях, пословицах и поговорках хлеб и соль всегда упоминаются вместе. Ни один обед не обходился без соли. «Без хлеба не сытно, а без соли не вкусно», «Без соли хлеб не естся». По старинному обычаю и сейчас дорогих гостей встречают на Руси хлебом-солью, а незваные-непрошенные уходят «не солоно хлебавши».

 

 

Место изготовления: Тюменская обл.
Дата создания: Первая половина XX века
Материал: береста, дерево, металл
Способ производства: ручная работа
Размеры: в. - 8,5 см

Без соли человек не может обойтись так же, как без воздуха, воды. Потому-то к соли всегда относились бережно - просыпать соль считалось большим грехом. До сих пор бытует примета: рассыпать соль - к ссоре.

Почтительное, бережное отношение к соли переносилось и на солонку, солоницу. Солонка считалась семейной ценностью, и её никогда не продавали. Наполненная солонка сравнивалась с домом, полным добра и благополучия. Когда накрывали на стол, первой ставили солонку: «Без соли стол кривой». Она была своеобразным оберегом.

До сих пор в некоторых семьях сохранился обычай постоянно держать солонку на обеденном столе, накрытом скатертью.

Отзывалось бессолье - ударом!

Без неё не прожить на земле!

Государыня-соль! И недаром

Солоница, как трон, на столе!

Солонка обязательно должна была быть на столе на смотринах, на рукобитье. Солонку, скатерть и угощение привозил жених невесте. Солонка вместе с другой утварью входила в приданое девушки и считалась её собственностью. Солонка отождествлялась с домом и хозяйством, и, создавая семью, женщина хотела привезти в дом мужа часть своего дома.

Нельзя брать соль из солонки руками - такого человека считали врагом дома. Нельзя макать хлеб в солонку, так, по поверью, делал Иуда.

Отправляясь в дальнюю дорогу, вместе с хлебом обязательно брали соль, насыпая её в дорожные солонки. Их чаще всего плели из берёсты или еловых, сосновых и кедровых кореньев. Солонки из берёсты имели форму куба, овала, утицы или сапожка. Чтобы соль не просыпалась, солонку плотно закрывали пробкой.

Изготовление солонки было целым искусством. По технике изготовления солонки были долблёные, столярные и бондарные. Долблёные вырезали из целого куска дерева, выбирая полость специальными резцами. Столярные собирали из отдельных дощечек, используя известные приёмы соединения деревянных деталей, например, в шип. Бондарные тоже собирали из отдельных дощечек, но скрепляли их друг с другом, как клёпки бондарной посуды, с помощью ивового обруча. Изготавливались и точёные солонки на токарном станке. Прочные и надёжные солонки служили долгие годы.

Современные фабричные солонки, стеклянные или фаянсовые, к сожалению, не имеют такой красоты и индивидуальности.

В своей собирательской деятельности писатель Владимир Солоухин отыскал вот какую солоницу: «Я впервые видел солоницу, плетёную из берёсты. Как бы её описать? Бывают, знаете ли, такие плоские, стеклянные фляжки. Пожалуй, по сути своей плетёные, берестяные солоницы больше всего похожи на фляжку. Они, правда, гораздо меньше и площе, а главное, горлышки их располагаются не посередине, а смещены к одной стороне. По своему очертанию, по своему, так сказать, силуэту берестяная солоница больше всего похожа, пожалуй, на те условные паровозики, которые рисуют дети, впервые беря карандаш в руки. Прямоугольник с трубой на переднем конце - вот и берестяная солонина».

Старинные солонки, подаваемые на стол, отличались от своих дорожных собратьев более внушительными размерами и богатым декоративным убранством. В прошлом в нашем регионе встречались точёные солонки, расписанные масляными красками. Но чаще всего солонки обрабатывались режущими инструментами.

Н.В.Белкина, научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша»

 

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении