Выставка одного предмета

Сундук - большая деревянная емкость с навесной на петлях крышкой, используемая для хранения различных предметов одежды и домашнего обихода. Сундуки изготавливались из плоских, плотно прибитых друг к другу плашек. Для них использовались различные породы дерева: сосна, ель, кедр, дуб, липа, осина. Сундуки имели внутренние или наружные замки, часто эти запоры делались «с секретом», и их открывание сопровождалось мелодичным звоном или музыкой. Внутри сундука, в верхней его части, часто делались специальные отделения для хранения мелочей - узенький ящик сбоку во всю ширину сундука. Иногда для мнущихся вещей в сундуке устраивались в несколько рядов съемные лотки.

 

 

Место изготовления: Россия - СССР
Дата создания: Первая половина - середина XX века
Материал: дерево, металл
Способ производства: кустарное изготовление
Размеры: высота - 33, см; ширина - 50,0 см; длина - 77,0 см

Термин сундук (сандук) имеет арабское происхождение и появляется в русских письменных источниках только с XVI в. Позднее он начинает объединять в себе такие понятия, как укладка, ящик, емкость определенной конструкции для хранения одежды и бытовых предметов.

Производство сундуков всегда носило кустарный характер, поскольку требовало в процессе изготовления мастеров различных специальностей: плотников, слесарей, маляров, живописцев. Производились сундуки самых разных размеров с таким расчетом, чтобы их при транспортировке на ярмарку можно было вложить друг в друга. Такие наборы сундуков имели специальные названия: тройки, пятерики, стая – шестерики, семерики. Мастер за год делал около 150-200 сундуков-заготовок, называвшихся «голье», «белье», «рубашка». Наибольшее развитие сундучный промысел получил в Нижегородской, Пермской, Владимирской, Вятской, Воронежской и Курской губерниях. Мастера Великого Устюга обслуживали все губернии Севера, а тюменские - Западную Сибирь. Все центры производства имели свои ярко выраженные отличительные особенности. Так, изделия из Нижнего Тагила выполнялись преимущественно из соснового или кедрового дерева и сплошь оковывались белым железом – жестью с орнаментом чеканной работы. Помимо этого, на боковых стенках делались круглые или сердцевидные выемки, куда вставлялись «зеркала» из полированной жести. Часто крышка, передние и боковые стенки сундуков украшались расписными жанровыми сценами, достигавшими иногда восьми различных сюжетов.

Макарьевские сундуки украшали полосами жести, набитыми прямой или косой решеткой, или квадратами жести, расписанными букетами, вазонами, плодами, птицами, венками. Последние назывались «подносными». Полосы жести декорировали печатным узором, или «морозом», протравляя их купоросным маслом и азотной кислотой. В великоустюжских сундуках под полосы набитого просечного металла подкладывалась цветная слюда. Холмогорские мастера обивали свои изделия красной юфтью или тюленьими шкурами. Изнутри сундуки часто обивались миткалем, коленкором, обклеивались бумагой.

Делались также и небольшие простые сундуки, называвшиеся «солдатскими», которые брали с собой на службу новобранцы.

Крупнейшими ярмарками, откуда сундуки расходились по всей стране, были Макарьевская и Ирбитская. Общее число привозимых туда сундуков достигало двухсот тысяч.

В XVIII - XIX вв. сундуки являлись наиболее характерной мебелью для крестьянского быта. Их числом измерялся достаток хозяев, они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды и украшений.

В каждой избе, в каждой хате обязательно был сундук. Самый древний прототип сундука и шкафа - колода, выдолбленная из ствола дерева. Когда начали делать крышки - такая колода получила название - кубел.

«Потом люди научились делать грубо сколоченные ящики - лари; когда ларь накрыли крышкой, появился сундук. Понадобились века, чтобы сундук обрёл замок, чтобы его обили полосами железа, а с торцов прибили ручки. Он стал надёжнее как хранилище имущества, добра, и его теперь было легче в случае надобности, перенести или перевезти» (К. Буровик).

Сундук - хранилище добра, на нём могли спать и сидеть. Каких только сундуков не делали: с прямой и горбатой крышками, с музыкальными замками, на колёсиках, большие и маленькие, гладко крашеные и расписанные яркими узорами. В нашей области особенно славились новооскольские сундуки.

Н.В.Белкина, научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении