Выставка одного предмета

Первые образцы огнестрельного оружия использовали дымный порох и были дульнозарядные. К ним требовался охотничий "припас", состоящий из емкости для хранения пороха (пороховницы), мерки для пороха, двух-трех холщовых мешочков для пуль, дроби, пыжей. Пороховницы употреблялись двух видов - роговые, сделанные из коровьего рога, и круглые деревянные. Среди грубого охотничьего снаряжения пороховницы обычно отличались тщательностью и изяществом отделки, так как дорогой порох требовал бережного хранения. Они изготовлялись в городах специалистами и продавались на местных рынках.

 

Место изготовления: Россия

Время изготовления: Конец ХIХ – начало ХХ в.

Материал: Дерево, металл

Техника: Кустарное производство; долбление, резьба

Размеры: высота – 14,5 см; ширина – 9,3 см

Форма пороховницы довольно однообразна: все они делались чаще всего из дерева в виде круглых плоских сосудов с металлической оправой и ременными лямками для подвешивания через плечо или к поясу.
Сначала вытачивались две отдельные полусферические (с уплощенной средней поверхностью) половины, которые затем оправлялись в месте бокового соединения металлической (чаще медной) пластинкой. Для большей прочности центральные части деревянных стенок также закрывались пластинками, нередко украшенными чеканным узором. На окружности пороховницы делалось отверстие, куда вставлялось узкое металлическое горло, закрывавшееся металлической же пробкой. Во многих пороховницах этого типа металлические пробки оформлялись в виде птички: особой пружинкой пробка сама плотно захлопывалась. У боковых краев пороховницы имелись два ушка для укрепления в них кожаной лямки. Встречались самодельные, простые пороховницы. Они иногда сплетались из лыка, иногда делались из рога.

Использовались такие пороховницы с конца 15 и до начала 20 века. С появлением капсюльного оружия необходимость в пороховнице отпала, их заменили капсюльницы. Пороховницы стали ненужными и с внедрением унитарных патронов. В промысловых же районах, где патроны были дорогими, пороховницы использовались вплоть до середины 20 века.

Н.В.Белкина, научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша»

 

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении