Выставка одного предмета

Место изготовления: Тюменская обл., г.Тюмень

Дата создания: 60 – е годы ХХ века

Материал: шерсть

Способ производства: фабричное изготовление

Размеры: длина – 173,0 см; ширина – 100,0 см

 

Именно коврами ручного производства славилась Тюмень. Ковроткачество получило широкое распространение во многих деревнях и селах Тюменского уезда Тобольской губернии. Сибирские махровые ковры были настолько знамениты, что ими торговали на всех крупных российских ярмарках и даже вывозили за границу.

Яркие домотканые ковры с высоким ворсом привлекали внимание своей повышенной декоративностью, динамичной композицией, сочетанием красок при их контрастном сопоставлении друг с другом. Традиционный мотив ковра – размещенные на черном фоне ярко-красные, бордово-малиновые розы или маки с зелеными листьями и бутонами – мог варьироваться. Но условно композиция рисунка была представлена двумя основными группами ковров.

Для первой было характерно размещение в центре ковра крупного букета цветов в обрамлении изумрудной зелени листьев. В углах повторялся рисунок центра в уменьшенных размерах или разбрасывались одиночные яркие розы и маки. Оформлялся такой ковер узкой линейной или орнаментальной каймой. Для второй группы ковров были типичны широкая цветочная кайма на черном фоне, а центральное поле заполняли яркие мелкие цветы в обрамлении зеленых листьев и веток.

Главными покупателями теплых пушистых тюменских махровых ковров и попонок в те времена были ямщики и извозчики, которые использовали их для утепления и украшения саней и кошевок зимой во время длительных путешествий по сибирскому бездорожью. Многие проезжающие купцы оптом закупали тюменские ковры для продажи на Ирбитской ярмарке. Несмотря на то что, по мнению некоторых современников, «яркие цветастые тюменские ковры» делались «слишком на азиатскую руку, для покупателей с слишком грубым вкусом», вскоре ими стали торговать шорные лавки в Москве, Петербурге, Риге и Варшаве. Во второй половине XIX века сибирский ковровый промысел достиг своего наивысшего расцвета, он стал гордостью края.

Как писала в 1873 году «Камско-Волжская газета», выделка ковров составляет характеристическую особенность Тюмени и ее округа. Действительно, производством ковров занимались порой целые деревни и села Тюменского уезда: «Каждое крестьянское семейство, как бы оно не было бедным, имеет свою “фабрику”, как с гордостью отзываются они о своем ремесле, хотя нередко вся фабрика заключается в одном самодельном станке». С 1885 по 1891 год к 34 селам региона, вырабатывающим ковры, добавилось еще 24, в которых ковровым промыслом занимались 3780 человек.

Такой численностью мастериц-ковровщиц ни один центр производства ковров в Европейской России не обладал. Особенно высоко ценились «за чистоту отделки и

прочность красок» изделия мастериц из богатых торговых сел Каменское и Успенское, а также деревни Кулаково – самых крупных ковровых центров Тюменского уезда. В конце ХIХ – начале ХХ века тюменский ковровый промысел с триумфальным успехом представлял Тобольскую губернию на всех самых крупных всероссийских и международных кустарно-промышленных выставках: в Петербурге, Москве, Кургане, Нижнем Новгороде, Омске… Наивысшим международным признанием художественного промысла стало участие тюменских ковровщиц во Всемирной Парижской выставке в 1900 году.

Н.В.Белкина, научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении