Дата создания: XX век
Материал: лен, нить
Способ производства: ручная работа
Техника: вышивка, кружевоплетение
Размеры: дл. без кружева - 230,0 см; ш. - 34,0 см
Часто самые простые, на первый взгляд, вещи, окружающие нас в быту, имеют очень давнюю и красивую историю традиционного использования их в народных обрядах. Полотенце, которое каждый берёт в руки по нескольку раз в день, сопровождало и оберегало человека всю жизнь. Уже с пяти-шести лет девочку приучали держать в руках иголку с ниткой. И не случайно шить начинали так рано, ведь наготовить полотенец нужно было на всю оставшуюся жизнь, а сроки поджимали – вышивка на Руси считалась занятием девичьим. У замужней женщины на это просто не было времени. На ней держался весь дом: готовка, стирка, уборка, уход за животными и воспитание детей. Вот и приходилось красавицам, едва научившись твёрдо ступать по земле, садиться за рукоделие и начинать готовить себе приданое. В свадебном сундуке невесты насчитывалось до сотни расшитых полотенец, ширинок и столешников на все случаи жизни: Рождество, Масленицу, Пасху, в подарок родственникам. На специальное полотенце принимали новорожденного. И в последний путь провожали тоже на полотенцах. Во время больших церковных праздников заготовленные для приданого полотенца развешивались по стенам дома, и гости обычно именно по ним судили о трудолюбии, усидчивости, художественном вкусе девушки. Заодно и об аккуратности, ибо вышивать нужно уметь так, чтобы ни единого узелка найти было невозможно.
Полотенца были важнейшими атрибутами во время свадьбы: ими одаривали родню жениха, украшали стены в доме и свадебный поезд, связывали жениха и невесту во время венчания. Можно сказать, полотенца были своего рода метрикой невесты. Они не просто представляли определённую материальную ценность, но и являлись знаком родства женщины по материнской линии. Дело в том, что у каждой мастерицы были свои особенные узоры, которые передавались по наследству. По ним-то и определяли, к какому роду принадлежит женщина. Полотенцами молодая жена обозначала своё пространство, входя в новую семью. Свекровь убирала свои, и их место занимали полотенца снохи. Когда строили новый дом, хозяйка вносила в него горшок с углями из старого очага на вышитом полотенце. Полотенца вешали на окна, зеркала, на крючки по стенам. Отсюда их называли: занавес, зеркальные, наспичники, накрючники, пристены, моховики, рукотёры, подножники. Длина полотенец обычно составляла от 2 до 4 метров, а ширина 36-38 сантиметров. Лён для холста использовали самый лучший – кружельный.
Некоторые полотенца изготавливали сообща и всего за одну ночь. Делалось это в период неурожая, засухи, других бедствий. Девушки собирались вместе, каждая приносила по кудельке льна. Вместе пряли и ткали семиметровое полотно. Работать нужно было молча. А когда обыденное полотенце было готово, его трижды обносили вокруг деревни, а потом сжигали. Считалось, что такой обряд спасает деревню от несчастий. Мало кто воспринимает сейчас полотенце как украшение. Современные технологии изготовления привели к тому, что стало оно для нас куском материи, имеющим лишь утилитарное значение. Но в некоторые важные в жизни моменты полотенца как предмет торжественного ритуала используют и сейчас. Например, встречая гостей хлебом-солью, каравай выносят на полотенце, и если хлеб с солью символизируют солнце и землю, то полотенце – дорогу жизни, линию судьбы человека. Человек сам творец своего счастья и судьбы. Всё в этой жизни имеет значение и смысл. Всё сплетено в веках невидимыми нитями.
Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»