Материал: металл
Способ изготовления: ручная работа
Размер: высота – 15,5 см
Сохранность: утрата вершины, ржавчина на поверхности
Светец - приспособление для укрепления горящей лучины, является одним из символов крестьянского быта. Это простое приспособление представляло собой вначале небольшую кованую вилку, в расщепе которой укреплялась горящая лучина, что позволяло без помех переносить её с места на место. Позже количество «вилок» стало увеличиваться, что позволяло освещать обширные по величине горницы, например, во время прядения. Светец обычно дополнялся внизу приклепанным тяжелым обручем, позволявшим ему стоять прямо, или ставился в ведро с водой во избежание пожара. Вначале простой по своей форме, с течением веков светец превращается в художественное изделие, изящество и сложность которого зависело только от фантазии кузнеца. Так, например, захваты «вилок» завивались в полосы, украшались кованым узором, светцу придавалась форма «павлиньего хвоста» или «перьев жар-птицы». Орнаментальный мотив «лучинника» (верхней части светца) характерен для церковных оград и дворцовых окон XVIII века.
В старые времена существовали загадки, связанные со светцом и лучиной: «Поставлю - стоит; положу - лежит; дом держит. Старый старичок под себя тюрю мнет. Стоит Гаврило - замарано рыло. Стоит Ермошка на одной ножке, крошит крошатку, ни себе, ни мне, ни другу. Стоит старец, крошит тюрю в ставец. Стоит Трошка на одной ножке, крошит огненные крошки. Четыре Василисы в одно место свилися».
Светец и лучина - непременные спутники прях, долгое прядение, начавшись осенью, после сбора и подготовки льна и шерсти длилось, как правило, всю зиму, а светец и лучина позволяли работать долгими вечерами.
В крестьянском быту светец сохранялся вплоть до революции 1917 г. Вот как вспоминают старожилы о своем детстве: «Темным вечером осени я сижу на полатях. Моя мать и две-три соседки прядут пряжу в полутемной комнате, освещенной неровным, неярким светом лучины. Лучина воткнута в железное держальце - светец; отгорающие угли падают в ушат с водой, и шипят, и вздыхают, а по стенам ползают тени, точно кто-то невидимый развешивает черную кисею. Дождь шумит за окнами; в трубе вздыхает ветер. Прядут женщины, тихонько рассказывают друг другу страшные истории или тянут задушевную песню. Вот так и работа спорится».
Научный сотрудник музея «Легенды седого Иртыша» Н.В.Белкина