Выставка одного предмета

Место изготовления: Тюменская обл.

Дата создания: Середина XX века

Материал: дерево, кожа, мех

Способ производства: ручная работа

Размеры: ширина - 21,0 см; длина - 45,0 см; высота – 43,5 см; ширина спинки – 26,0 см

Для северных детей изготавливают колыбели двух видов – дневные и ночные. Дневная колыбель - хатл'еван онтып. Изготовляют ее из дерева: на дно и спинку идет кедр, на бортики - берёза, поскольку она хорошо гнётся. Дно (питта) сужается к ножной части (длина 40 см). В отверстия, находящиеся в задней стороне спинки, вставляются концы бортика колыбели (высота 36 см), которые закрепляются при помощи ровдуги (кожаной веревки). Бортик (онтап синг) делают из берёзовой доски, согнутой по форме дна. Пришивают его ко дну ровдугой или кедровым корнем. В верхней части бортика и по краям спинки делают отверстия для ремней. Спинка обтягивается куском шкуры оленя (вэтти кой), повторяющим её форму - прямоугольную в нижней части и овальную в верхней. В верхней части спинки иногда вырезается крест, по представлениям хантов, защищающий ребенка от злых духов. С помощью ремней люльку подвешивают к потолку жилища или же, летом, к воткнутому под углом в землю шесту, расположенному так, чтобы ребенок всегда находился в поле зрения кого-либо из старших. В такой колыбели ребёнок находится в сидячем положении.

Обязательной деталью дневной колыбели являются берестяные вкладыши, которые меняются на все более просторные по мере роста малыша. Вкладыш выполнен из двух слоев бересты, сшитых между собой. Один ее край оформлен в виде коробки (углы загнуты конвертом и пришиты к бортам). К краю бортика пришиты петля и завязка из хлопчатобумажной ткани. Вкладышем можно регулировать размеры колыбели. В него насыпают березовую труху, отличающуюся гигроскопичностью. Заготавливают труху обычно во время сбора ягод. От старой березы или пенька набирают трухи, мнут и складывают в мешочки, обычно их специально шьют из хлопчатобумажной ткани. Набирают ее в ведро, так как "много не заготовишь". На два-три дня подвешивают в доме на просушку, а затем уносят в лабаз. Труху, как только намокнет, меняют.

Берестяная пластинка для ног выполнена из двух слоев бересты, сшитых между собой крест на крест сухожильной нитью, и имеет форму полуовала. Кромка пластинки обшита хлопчатобумажной тканью. Используют пластинку как накладку на ноги. Считается, что она придерживает ноги в определенном положении, младенец не может их сгибать, поэтому ножки становятся прямыми.

Люльку всегда делает мужчина. Это может быть родной отец или 'отец пупка' (крестный отец). В колыбели ребёнок находится до трех лет, после люльку убирают и хранят в лабазе. Если ребенок умирает, люльку оставляют на могилке. Для следующего ребенка делают новую люльку. Если ребенок растет здоровым, колыбель передают следующему младенцу.

Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении