Способ изготовления: кустарное производство
Материал: дерево
Размеры: высота – 10,0 см; диам. – 28,0 см
Сохранность: сломлены края в нескольких местах, порывы на сетке
В хозяйстве в былые времена имелись разные типы решет и сит. Самое большое - грохот, может быть из металла на деревянной раме, чаще всего прямоугольное. Отверстия у грохота достаточно большие, служили они обычно для очистки зернового хлеба.
Решето было значительно меньше грохота, состояло из обечайки (корпуса), донышка, которое изготовляли из лыка, ремешков (или проволоки) и обруча, которым донышко прикрепляется к обечайке.
Сито имело те же детали, но донышко плелось из конского волоса.
Ситный промысел издавна был известен на Руси. Этим промыслом занимались не только мужчины, но и женщины, которые при изготовлении сит зарабатывали больше, чем ткачеством. Женщины в этом промысле работали круглый год, мужчины - только зимой, летом же старались найти себе более выгодный заработок в отхожих промыслах.
Кустари покупали подготовленный конский волос (либо в хвостах) на ближайших ярмарках. Инструменты для изготовления сит - станок для тканья и берда, заказывались столяру. Других приспособлений мастеру не нужно. Обечайка делалась из дранки, лес для этого заготовлялся.
Кустари-ситники обычно работали всей семьей в своей избе, специальных мастерских не имели. Конский волос не дезинфицировался, и случалось, что от грязного волоса больного животного люди заражались сибирской язвой.
Мука, просеянная через частое сито, называется ситной, через решето - решетная. Говорили: «Хоть решетом да ежедень, а ситный не свитный».
Решето и сито воплощают идею богатства и плодородия и связаны с мотивами дождя, неба и солнца. В сите выносили детям пирожки, жаворонков в праздник Сороки. Решето издревле уподоблялось небесному своду: «Сито вито, решетом покрыто» (небо и земля).
Наши предки думали, что дождь, как через сито, просеивается через облака, а если облака разойдутся, то дождь льётся, как из ведра. Поэтому в старину нередко, чтобы вызвать дождь, лили воду через решето, а, чтобы остановить дождь, переворачивали решето. Во время засухи вдова зачерпывала решетом воду из канавы или лужи на поле и несла ее в реку. Чтобы вода не выливалась, в решето стелили клеенку или замазывали его дно глиной.
В одной из русских народных сказок рассказывается, что мачеха прогнала падчерицу из дома и та нанялась к Бабе Яге. Баба Яга дала девочке решето и велела им натаскать воды и баню затопить. Она стала таскать воду решетом, да ничего не получается. Прилетела сорока, прострекотала: «Глинкой, глинкой, девица!». Замазала она решето глинкой и натаскала воды. Когда Баба Яга мачехиной дочке дает то же задание, та прогоняет птицу, хотя и ей сорока хотела дать добрый совет.
В другой сказке черти требуют у солдата задать им работу; он посылает их натаскать воды решетом в городские бани.
Наши предки воду, пролитую сквозь решето или сито, считали целебной и использовали в народной медицине. 13 октября, на Григория, купали детей из решета на пороге, от сглаза. Корову и теленка после отёла обрызгивали водой через решето. От испуга обмывали ребенка водой, пропущенной заранее через решето, и давали испить ее. Трижды обходили больную корову, поливая вокруг нее водой через решето.
Сито и решето упоминается во многих пословицах и поговорках: Живется - ни в сито, ни в решето. Дурака учить, что решетом воду носить. Пьяный решетом деньги меряет, а проспится - и решета не на что купить. У него совесть - дырявое решето. Бей в решето, коли в сито не пошло! Чудеса в решете: дыр много, а выскочить некуда. Счастье не перепелка, решетом не накроешь.
Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»