Автор: Дроздов А.И.
Место создания: СССР
Время создания: 1943 год
Материал: бумага
Техника: типографская печать, рукопись
Размеры: 19,0 х 14,8 см
Во время Великой Отечественной войны была нарушена привычная жизнь огромной массы людей. Проводилась эвакуация из районов прифронтовой полосы. Все сдвинулось с привычных мест, переехало, поменяло адрес. Миллионы семей оказались разлученными. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга.
Для обеспечения почтовой связью действующей армии была создана военно – полевая почта.
В армию ежемесячно доставлялось до 70 млн. писем. И, конечно, не хватало конвертов, поэтому письма отправляли на простом листке бумаги, сложенном треугольником, и приходило такое письмо бесплатно. И примерно такое же количество писем шло с фронта в тыл. Каждое письмо вскрывалось и просматривалось военной цензурой. Важным было сохранение военной тайны: надо было не дать возможности врагу по содержанию писем получить сведения о дислокации частей, их вооружении. Во всех письмах любые спорные места закрашивались чёрной краской. На почтовые отправления ставился штамп “Проверено военной цензурой”.
Иногда отправляли немаркированные иллюстрированные почтовые карточки, предназначались они в основном для отправлений из действующей армии в тыл. На лицевой стороне написано: «Почтовая карточка» или «Воинское». Для рисунка оставалась всего половина лицевой стороны, поэтому рисунки были лаконичны, плакатны, с кратким выразительным текстом. Почтовые карточки являлись не только средством связи с родными, но ещё и мощным оружием в поднятии боевого духа воинов и гражданского населения страны.
С фронта отправляли родным стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет-листовок, слова любви к близким и родным. Почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама, дорогие мои дети, мои родные, здравствуйте все». Далее обязательно шли слова «жив, здоров» - потому что на тот момент это было самым важным, что хотели знать родные. А потом, конечно же, бойцы интересовались семьёй, детьми. Письма были написаны простым бесхитростным языком, в основном о том, что волновало солдата.
У каждого треугольничка своя судьба, своя история: счастливая или печальная. В одних – добрая весточка с фронта о том, что родной человек жив и здоров. В других – весть о ранении и скором выздоровлении, а в-третьих – страшные слова... слова о смелости и героизме… посмертно... Все: и матери, и жены, и дети ждали этих треугольных вестей. И всегда, когда получали, плакали… Кто от радости, а кто от горя...
Старая бумага писем со временем пожелтела и пересохла. Она заворачивается по сгибам, продавленным больше семидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Но эти письма очень дороги, они пахнут порохом. В них - дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу.
На наружной стороне самодельного треугольного письма писали адрес - город, улицу, номер дома, фамилию и имя того, кому предназначается письмо. Затем проводили пунктирную черту, под которой писали номер военной части и фамилию отправителя. Обратная сторона должна была оставаться чистой для печати и разных пометок почтовыми работниками, или для записи, что герой погиб и письмо возвращается адресату.
В любое время года: в холод и зной, при бомбёжке и в окружении письма старались доставить адресату. Задержка корреспонденции или засылка её не по назначению расценивалось как должностное преступление.
Какой же путь проходили письма с фронта? Солдат бросал письмо в почтовый ящик, сооружённый из подручных средств и укреплённый в удобном месте. Почтальон ежедневно выбирал письма – треугольники, открытки и относил на почтовую станцию. Там все послания обрабатывались календарными штемпелями и закладывались в мешки, оттуда отправлялись по разным направлениям.
Фронтовые письма – это не просто письма, это частичка нашей истории, это документы, которые никого не могут оставить равнодушными. В них жизнь и эмоции солдат, сражавшихся за мир на своей земле.
Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»