Выставка одного предмета

Автор: Дроздов А.И.

Место создания: СССР

Время создания: 1943 год

Материал: бумага

Техника: типографская печать, рукопись

Размеры: 19,0 х 14,8 см 

Во время Великой Отечественной войны была нарушена привычная жизнь огромной массы людей. Проводилась эвакуация из районов прифронтовой полосы. Все сдвинулось с привычных мест, переехало, поменяло адрес. Миллионы семей оказались разлученными. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга.

Для обеспечения почтовой связью действующей армии была создана военно – полевая почта.

В армию ежемесячно доставлялось до 70 млн. писем.  И, конечно, не хватало конвертов, поэтому письма отправляли на простом листке бумаги, сложенном треугольником, и приходило такое письмо бесплатно. И примерно такое же количество писем   шло с фронта в тыл. Каждое письмо вскрывалось и просматривалось военной цензурой. Важным было сохранение военной тайны: надо было не дать возможности врагу по содержанию писем получить сведения о дислокации частей, их вооружении. Во всех письмах любые спорные места закрашивались чёрной краской. На почтовые отправления ставился штамп “Проверено военной цензурой”.

Иногда отправляли немаркированные иллюстрированные почтовые карточки, предназначались они в основном для отправлений из действующей армии в тыл. На лицевой стороне написано: «Почтовая карточка» или «Воинское». Для рисунка оставалась всего половина лицевой стороны, поэтому рисунки были лаконичны, плакатны, с кратким выразительным текстом. Почтовые карточки являлись не только средством связи с родными, но ещё и мощным оружием в поднятии боевого духа воинов и гражданского населения страны.

С фронта отправляли родным стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет-листовок, слова любви к близким и родным.  Почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама, дорогие мои дети, мои родные, здравствуйте все». Далее обязательно шли слова «жив, здоров» - потому что на тот момент это было самым важным, что хотели знать родные. А потом, конечно же, бойцы интересовались семьёй, детьми. Письма были написаны простым бесхитростным языком, в основном о том, что волновало солдата.

У каждого треугольничка своя судьба, своя история: счастливая или печальная. В одних – добрая весточка с фронта о том, что родной человек жив и здоров. В других – весть о ранении и скором выздоровлении, а в-третьих – страшные слова... слова о смелости и героизме… посмертно... Все: и матери, и жены, и дети ждали этих треугольных вестей. И всегда, когда получали, плакали… Кто от радости, а кто от горя...

Старая бумага писем со временем пожелтела и пересохла. Она заворачивается по сгибам, продавленным больше семидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Но эти письма очень дороги, они пахнут порохом.  В них - дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу.

На наружной стороне самодельного треугольного письма писали адрес - город, улицу, номер дома, фамилию и имя того, кому предназначается письмо. Затем проводили пунктирную черту, под которой писали номер военной части и фамилию отправителя. Обратная сторона должна была оставаться чистой для печати и разных пометок почтовыми работниками, или для записи, что герой погиб и письмо возвращается адресату.

В любое время года: в холод и зной, при бомбёжке и в окружении письма старались доставить адресату. Задержка корреспонденции или засылка её не по назначению расценивалось как должностное преступление.

Какой же путь проходили письма с фронта? Солдат бросал письмо в почтовый ящик, сооружённый из подручных средств и укреплённый в удобном месте. Почтальон ежедневно выбирал письма – треугольники, открытки и относил на почтовую станцию. Там все послания обрабатывались календарными штемпелями и закладывались в мешки, оттуда отправлялись по разным направлениям.

Фронтовые письма – это не просто письма, это частичка нашей истории, это документы, которые никого не могут оставить равнодушными. В них жизнь и эмоции солдат, сражавшихся за мир на своей земле.

Н.В.Белкина, научный сотрудник районного краеведческого музея «Легенды седого Иртыша»

Национальный проект

LogoBlue.png

Гранты на поддержку проектных инициатив

250е250.jpg

Проведения уроков по вопросам защиты персональных данных

Качестве условий оказания услуг культуры Тюменской области

Размер шрифта:
Изображения
Цвет сайта:
Настройки
Обычная версия сайта

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный СреднийБольшой

Выбор цветовой схемы:

Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по темно-коричневому
Закрыть панель
Вернуть стандартные настройки
Register

Залы музея "Легенды седого Иртыша"

  

1Первый зал (ледниковый период)


 

Подробнее...  

2Второй зал посвящен легенде о Золотой бабе


 

Подробнее...   

 
3Третий зал посвящен природе Уватского края и народам его населяющим


 

Подробнее...   

4Четвертый зал воссоздан интерьер старого дома


 

Подробнее...  

5Пятый зал рассказывается о первоначальном освоении края


 

Подробнее...  

6Шестой зал рассказывает об истории края в первой половине XX века


 

Подробнее...  

 
7Седьмой зал рассказывается о жизни района в годы Великой Отечественной войны


 

Подробнее...  

 
8Восьмой зал посвящен первому этапу освоения природных богатств края


 

Подробнее...  

9Девятый зал рассказывает о сегодняшнем и завтрашнем дне Уватского района


 

Подробнее...  

 
 
10Десятый зал (торговая лавка)


 

Подробнее...  

11Одиннадцатый зал (картинная галерея)


 

Подробнее...  

 
12Двенадцатый зал (деревня мастеров)


 

Подробнее...  

 
13Тринадцатый зал (история развития Уватского спорта)


 

Подробнее...  

 
14Четырнадцатый зал (Из истории развития  авиации  Уватского района)


 

Подробнее... 

 
Яндекс.Метрика
Решаем вместе
Хочется, чтобы Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша" стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении